Ганна Зубкова «Ложное солнце. Ловец»

18+

Проект Ганны Зубковой для программы Garage Archive Commissions сложился из размышлений художницы над фундаментальными вопросами о переплетениях человеческой судьбы и глобальной истории, природе власти и взаимосвязи прошлого и настоящего.

В основе художественного исследования оказался случайно найденный художницей небольшой архив малоизвестного советского философа Георгия Курсанова (1914–1977). В перипетиях биографии номенклатурного марксиста Ганна Зубкова открыла не только его личную историю, но и отраженные в ней узловые моменты истории СССР и Западной Европы. Родившийся в год начала Первой мировой войны, Курсанов увлекался изобразительным искусством и, судя по рисункам, сохранившимся в его архиве, брал уроки рисования. В 1937 году, в период сталинского Большого террора, резко сменил направление карьеры и стал студентом Высшей партийной школы, посвятив свою жизнь изучению основ марксистско-ленинской философии. Курсанов пишет книги, читает просветительские лекции, публикует пропагандистские статьи, а в апреле 1968 года отправляется в командировку в Париж, чтобы прочесть лекции в Сорбонне, где, очевидно, сразу попадает в накаленную студенческую среду в момент подготовки майских протестов.

Объектом исследования Ганны Зубковой становится хронотоп — пространственно-временная карта, сформированная топологией найденных документов, временем их создания, а также соприкосновением с европейским и советским мифами, на которые указывают документы архива.

Сперва художница фокусирует внимание на здании в Москве, где когда-то располагалась Высшая партийная школа, а сегодня находятся Российский государственный гуманитарный университет и филиал ГМИИ им А. С. Пушкина — Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева. Кузница партийно-идеологических кадров уступила место экспозиционным пространствам, где выставлены образцы античной скульптуры, которые академическое художественное образование рассматривает как пластический канон. Европейский миф считает античность колыбелью современной цивилизации, тем самым стирая с культурной карты мира цивилизации иной природы и одновременно усиливая миф о белоснежности древнегреческой эстетики.

Рудник мрамора для классических изваяний Эллады находился на острове Парос, что позволяет Ганне включить его в свое исследование. Нынешняя периферия Европы, Парос отражается в восточном пограничье континента — в Екатеринбурге, неофициальной столице Урала, где тоже добывали мрамор и где Курсанов читал лекции о Радищеве и Белинском. Это приводит художницу к размышлениям о призрачном мифе границы. Где кончается Европа и где начинается Азия? Где человек обретает идентичность? И это далеко не конец травелога. Помимо условности разделения человечества на европейцев и азиатов, есть условность гуманитарной сортировки по фронтиру Север/Юг. Далее художница оказывается в Воркуте — одном из центров системы ГУЛАГ, месте практической реализации репрессивных сценариев сталинской системы, участником которой стал Курсанов, и важном пункте рассуждений художницы касательно разделения мира по осям геополитических иерархий.

Север и Юг, Восток и Запад — это не просто стороны света, но и источники разрешения империалистических коллизий. Финальная точка изысканий Ганны Зубковой — поселок Рудник, где добывали уголь советские заключенные, двойники добытчиков мрамора на Паросе. В этом месте в «Ложном солнце» сходятся два канона: имперский европейский и имперский советский. И если большевистская революция 1917 года вдохновляет студентов Парижа 1968 года, то мифы Европы и Евразии сталкиваются и комментируют друг друга в мифе о Греции и об утопии края «мира» — Уральском хребте, за которым как будто простираются неизведанные земли.

Пройдя этими маршрутами, художница приходит к выводу, что идея канона — идеологического или эстетического — потенциально опасна своей тотальностью. Европоцентричные государственности часто оборачиваются своей тоталитарной, темной стороной. Так случилось и с прорывом к утопии в Советском Союзе, лидеры которого превратили идею о всеобщем счастье в катастрофу жестоких репрессий. Однако следы попыток воплотить мечту о великом пролетарском государстве можно обнаружить в наследии советских градостроителей и архитекторов, чему свидетельство — проект 1970-х по превращению одной из столиц Заполярья Воркуты из аскетичного рабочего поселения в прекрасный «Город Солнца», триумфальное воплощение идей общественного благоденствия на самом краю одной из сторон света.

В находящемся за полярным кругом поселке Рудник летом никогда не заходит солнце, но Ганна Зубкова ставит себе невыполнимую задачу — поймать закат в объектив видеокамеры. Обнаружить почти абсолютную темноту ей удается в шахте, расположенной на окраине покинутого жителями Рудника. Так художница актуализирует и идею «Города Солнца» утописта Томмазо Кампанеллы, и образ света (просвещения), и состояние сумерек и ночной тьмы как аллегории не-знания. Видео Ганны Зубковой в «Ложном солнце» — это еще и своего рода метафора причудливых путей исследования сложного наследия, которое, несмотря на все попытки, всегда остается не раскрытым до конца.

Образ «ложного солнца» (паргелия) становится для Зубковой символом ее бесконечного путешествия в поисках подлинности трактовок большой истории, вечно ускользающей Истины, которая множится в версиях правды.

Куратор: Саша Обухова

Работу над проектом Ганна Зубкова начала в 2017 году. В 2021 году она продолжила ее в рамках программы «Полевые исследования». Музея современного искусства «Гараж».

В 2023 году архив Георгия Курсанова стал частью архива Музея современного искусства «Гараж». С ним можно ознакомиться на сайте Сети архивов российского искусства. Материалы, представленные в экспозиции, — это метаархив, сложившийся в результате исследования художницы.

  • Ганна Зубкова

    Родилась в 1988 году в Москве. Художница. Избранные групповые выставки: «Покидая завтра» (Центр современного искусства «Винзавод», Москва, 2015), «Политика хрупкости» (галерея «На Шаболовке», Москва, 2016), End of the World (Центр современного искусства Луиджи Печчи, Прато, Италия, 2016), Persistent in Changing Nothing (галерея Mansart, Париж, 2017), To Thomas (галерея La Box, Бурж, Франция, 2020), As Though We Hid the Sun in a Sea of Stories (Дом культур мира, Берлин, 2023). Резидент Мастерских и арт-резиденций Музея «Гараж» (Москва, 2019). Организатор мастерской исследовательской практики Research Praxis. Живет и работает между Москвой, Минском и Парижем.

Галерея