Что касается различных обязанностей и занятий членов нашего Дома, то они распределяются следующим образом: двенадцать из нас отправляются в чужие земли,
выдавая себя за представителей других наций <…>, и привозят
нам книги, материалы и описания опытов из всех стран.
Их называем мы торговцами светом.
Фрэнсис Бэкон «Новая Атлантида», 1627
Проект «Ложное солнце. Парадоксальность истины» — художественное исследование, которое строится вокруг найденного личного архива и прослеживает субъективный опыт советского философа, номенклатурного работника и агента коммуникации между СССР и Францией во времена холодной войны. Этот архив, оказавшийся у художницы по воле случая, и совокупность находящихся в нем документов, книг и артефактов разного статуса, вида и грифа секретности, ставят вопрос об истине и об условиях, в которых возможно поставить этот вопрос.
Интерес к этому архиву и этические сопоставления себя и архива (причины и цели составления которого неизвестны), себя и истории, себя и опыта стали для художницы предпосылками для создания этого исследовательско-художественного проекта.
Основным вопросом исследования является вопрос личного опыта в идеологизированном пространстве и, шире, вопрос о месте истины в системах производства знания, в моделях описания мира. В этом проекте художница тестирует различные формы производства знаний, соединяет историческое и художественное исследование, документальные свидетельства и спекулятивный нарратив и затрагивает темы производства канона и его границ, отношений субъективности и эффектов культуры, вопросы о модальностях Истины, о структурах и репрезентациях индивидуального и общего опыта.
Начав исследование несколько лет назад как вплетенный в повседневную жизнь травелог по символическим и историческим связям документов архива между Москвой и Парижем, художница продолжила его в Мастерских Музея «Гараж» в 2019 году. С этого момента работа с архивом ведется внутри российской и международных систем институционального культурного производства. Маленькие, лишенные героического содержания нарративы частной жизни как героя исследования, так и художницы становятся частью истории, интерфейсом которой является музей.
Акт передачи архива философа в архивную коллекцию Музея «Гараж» станет жестом, учреждающим исследование в поле культурного и исторического наследия страны. В повышении статуса этого архива (передача его в музей) и в превращении личного следа в явление общественного знания художница находит параллель с расщеплением субъекта на себя и на дискурс другого. Тем самым художница видит возможность установить в проекте одну из точек обзора на различие, позволяющее исследовать природу двойственности.
Статус: 2021–2022
Автор проекта: Ганна Зубкова