Рашид Араин. Золотой телец. 1987
Холст, шелкография, фотографии
Предоставлено художником и галереей Rossi & Rossi

«Золотой телец» — одна из самых прямолинейных работ в серии «Крест» — представляет собой резко критическое высказывание в адрес американской поп-культуры. Как и в других работах цикла, Араин сопоставляет поп-культурные образы с репортажами о текущих событиях. Он помещает в центре работы фотографию с изображением сцены насилия, окружая ее с четырех сторон одинаковыми фотографиями Мэрилин Монро, вместе образующими крест. Следует напомнить, что к этому моменту Монро стала иконой искусства даже в большей степени, чем иконой Голливуда — благодаря Энди Уорхолу, который в своих произведениях комментировал и гиперболизировал культ звезд. По словам историка Зои Сазерленд, «поп-арт используется здесь ради репрезентации жертв и потерь — результатов агрессивной маскулинности и империализма, — с опорой на то обстоятельство, что появление и “универсализация” поп-арта совпадали по времени с укреплением и консолидацией американской экономической и культурной мощи».

Почти все обрамляющие панели в серии «Крест» выдержаны в зеленом цвете. Араин утверждает, что «эти зеленые монохромы представляют мою идентичность, которая вытеснена на периферию образами, представленными внутри креста». А историк Ифтикхар Дади добавляет: «Эти работы показывают переплетение и наложение визуальных “ландшафтов”, которое все в большей степени характеризует нашу эпоху — живешь ли ты в Карачи или в Лондоне».

Поделиться