Проект художника и исследователя Вали Махлуджи «Атлас культур» — панорама интеллектуальной истории ХХ века, отражающая художественные, политические, этические и духовные процессы в странах «глобального Юга» и то, как эти процессы неразрывно связаны с культурой западного мира, подчас опережая ее или определяя ее развитие.

Настоящий проект реконструирует комплексное пространство современности в интернациональном измерении и представляет собой своеобразный атлас интеллектуальных обменов между различными (прежде всего неевропейскими) культурными пространствами.

Процесс глобальной «реориентации» сопряжен с преобразованием единого способа «чтения» с Запада на Восток в модель циклического характера, которая прослеживается в культурных и политических контактах между Востоком и Западом, Востоком и Востоком, Югом и Востоком, Югом и Югом, что в целом дает полную панораму взаимообмена философскими и художественными концепциями.

Этот интерактивный и постоянно пополняемый культурный атлас объединяет фрагменты истории XX века, воскрешая порывы и противоречия бессчетных утопических, универсалистских начинаний и идеалов: всеобщего интернационализма, радикального освобождения, раскрепощающей солидарности.

Закат старых европейских империй в середине прошлого столетия открыл новые горизонты возможностей и контактов для людей и культур всего мира. Настоящий атлас реконструирует непрерывно эволюционировавшие мечты и проекты, которые появлялись и исчезали в течение этого периода.

В своем стремлении быть живым объектом культурный атлас меняется при каждом новом показе. Атлас целенаправленно остается незавершенным, неоконченным и нестабильным процессом — подобно идеям, которые он вызывает, — сохраняя намерение обретать новую жизнь в каждом новом пространстве. Тем самым культурный атлас существует как живой объект. Зрителям предлагается прерывать, вмешиваться и формировать цвет и тон его эволюции, а также расширять его космос, предлагая новые связи и инициируя новые созвездия, раскапывая подвижные пространства утопий XX века, основываясь на локальной истории и опыте.   

СКАЧАТЬ АТЛАС


Вали Махлуджи (род. 1964, Лондон) — куратор, инициатор проекта «Археология последнего десятилетия», советник Британского музея и Фонда Бахмана Мохассесса, директор Фонда Каве Голестана.

Среди последних кураторских проектов Махлуджи — выставки в рамках Сингапурского международного фестиваля искусств и триеннале «Бергенская ассамблея» (Норвегия), Художественного саммита в Дакке (Бангладеш, 2018), экспозиции в Музее современного искусства города Парижа, Национальном музее искусств XXI века (MAXXI) в Риме, галерее Уайтчепел в Лондоне, Музее фотографии Foam в Амстердаме, на ярмарках Photo London в Лондоне и Art Dubai Modern в Дубае, в Фонде принца Клауса в Амстердаме и в галерее Open Eye в Ливерпуле. В настоящее время он работает над проектами в павильоне де ла Варр в Бексхилле-он-Си (Великобритания), Музее Сурсока в Бейруте (Ливан), центре SAVVY Contemporary в Берлине и Центре азиатского искусства в Кванджу (Южная Корея).

Основанный в 2010 году проект «Археология последнего десятилетия» (AOTFD) представляет собой некоммерческую кураторскую платформу, цель которой — переоткрытие незаслуженно забытых, вытесненных, подвергшихся физическому разрушению, цензуре и другим политическим, экономическим или человеческим утратам явлений культуры. Кроме того, AOTFD размещает произведения искусства в музеях международного значения — галерее Тейт Модерн, Британском музее и Художественном музее округа Лос-Анджелес. AOTFD создал в галерее Тейт Модерн первый в истории институции зал постоянной экспозиции, посвященный иранскому искусству — в нем представлены серии Каве Голестана «Проститутка» и «Новый город».

Статьи Махлуджи публиковались в изданиях различных институций, включая Новую национальную галерею в Берлине, Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, Музей азиатского искусства в Нью-Йорке, издательство Йельского университета, Художественный музей округа Лос-Анджелес, Национальный музей современного искусства в Афинах, Биеннале в Шардже (ОАЭ), Институт Ближнего Востока в Лондоне, Лондонский университет, Городской университет Нью-Йорка, ярмарки London Photo и Художественную премию Abraaj Group в Дубае.

Махлуджи выступал с докладами и лекциями в Стэндфордском университете, на Культурном форуме в Берлине, в Университете Аалто в Эспо (Финляндия), Йельском университете, Университете Голдсмитс в Лондоне, художественной школе «Город и гильдия» в Лондоне, на триеннале «Бергенская ассамблея», в Азиатском обществе в Нью-Йорке, Фонде иранского наследия в Лондоне, галерее Уайтчепел в Лондоне, Британском киноинституте в Лондоне и на ярмарке Art Dubai (Дубай).