Путеводитель по выставке «NSK: от “Капитала” к капиталу»
К выставке издан бесплатный буклет на русском и английском языках с информацией о различных группах и их деятельности, а также содержательный текст о движении NSK в целом.
Коллектив Neue Slowenische Kunst (нем. «Новое словенское искусство», NSK) был основан в 1984 году тремя группами — мультимедийной группой Laibach (осн. 1980), группой IRWIN, специализирующейся на визуальном искусстве (осн. 1983), и Театром сестер Сципиона Назики (1983–1987). В том же году эти три группы основали четвертую — отдел дизайна под названием «Новый коллективизм». Позднее в рамках NSK были учреждены другие подразделения: «Отдел чистой и прикладной философии» (осн. 1987), «Ретровидение» (осн. 1987), «Кино» (осн. 1984) и «Строители» (осн. 1985).
Появление NSK тесно связано с экономическим и социополитическим контекстом 1980‑х годов — бурного десятилетия, которое предшествовало крушению прежнего мирового порядка и предрекло торжество капитализма. Будучи уникальным самоорганизованным альянсом, созданным в ответ на эту ситуацию, коллектив NSK предложил альтернативную систему и институцию нового типа; он сформировал собственную экономику и использовал комплексный художественный язык, чтобы привлечь внимание к многогранному и противоречивому характеру капитала. Его деятельность ставит под сомнение упрощенную идеологическую дихотомию «социализм vs капитализм», что делает NSK глобальным культурным явлением, выходящим за узкие пространственно-временные рамки, в которых оно функционировало.
Члены NSK оперируют образами, заимствованными из разных, на первый взгляд несовместимых художественных традиций — нацизма и коммунизма, реализма и абстрактного искусства, Запада и Востока, — прибегая к их двусмысленному сопоставлению. Воспроизводя в своих акциях, концертах, театральных постановках и картинах, а также программных текстах, одежде и поведении символы и ритуалы различных общественных систем, NSK совершает грандиозный акт экзорцизма и конструирует мир альтернативных правил и конвенций. Немецкоязычное название коллектива бросает вызов долго подавлявшейся травме — результату немецкой политической и культурной гегемонии в Словении, продолжавшейся более тысячи лет. Практикуя так называемый ретрометод, NSK смотрит назад в историю, чтобы исследовать настоящее как продолжение и повторение травмы прошлого и одновременно вообразить будущее после краха социализма или капитализма. В 1992 году, в момент распада Югославии и обретения Словенией независимости, группа основала альтернативное государство — Государство NSK во времени, которое объединило транснациональное сообщество, основанное не на территориальных или экономических, а на эстетических и мировоззренческих принципах.
Коллектив NSK может рассматриваться как сложное и противоречивое отражение глобальных событий, происходивших в 1980‑е годы, и как неотъемлемая часть словенской субкультуры, всерьез принявшая идею коллективизма. Коллективу удалось артикулировать (по крайней мере на эстетическом уровне) то, что не удалось новым общественным движениям в стране. Не пытаясь исправить существующую социальную систему путем критики, разделяющей ценности той же системы, NSK направил свои усилия на фундаментальные изменения с помощью художественных стратегий, таких как ретрометод, остранение, сверхидентификация, апроприация и акцентирование экономики удовольствия.
В настоящее время, через 30 лет после основания коллектива, принципы, методы и символы NSK, а также установка группы на производство общего, а не на теоретизирование по его поводу, вызывают особенно сильный отклик. Многие из художественных и политических идей, выдвинутых в 1980‑е годы, обрели полную ясность только сегодня, что делает настоящую выставку, посвященную наследию NSK, как нельзя более актуальной.