Laibach. Десять статей завета
В 1983 году литературный журнал Nova revija («Новый журнал») впервые полностью опубликовал основополагающий манифест Laibach «Десять статей Завета» (10 točk konventa), написанный членами группы за год до этого.
В документе заострялось внимание на десяти отправных точках деятельности Laibach, таких как следование принципам индустриального производства, тоталитаризма, коллективизма и анонимности участников; анализ отношений между идеологией, культурой и политикой; отрицание оригинальности идей; использование провокации и манипуляции; идентификация с идеологией.
1. Laibach работает как команда (коллективный дух) по модели индустриального производства и тоталитаризма, согласно которой у индивида нет права слова — говорит только организация. Наш труд — индустриальный, наш язык — политический.
2. Laibach анализирует представляемые искусством взаимоотношения между идеологией и культурой на поздней стадии их развития. Laibach сублимирует напряжение, возникающее между идеологией и культурой, с одной стороны, и наличными конфликтами (социальными волнениями, индивидуальными фрустрациями, идеологическими оппозициями), с другой, и в результате ликвидирует идеологическую и системную дискурсивность во всех ее разновидностях. Само название и эмблема Laibach представляют собой визуальную материализацию Идеи на уровне когнитивного символа. Название Laibach указывает на реальную возможность создания политизированного идеологического искусства (искусства-системы) в результате влияния на него политики и идеологии.
3. Всякое искусство является предметом политической манипуляции (косвенно — через сознание, и прямо), за исключением того, которое само говорит на языке такой манипуляции. Говорить в политических терминах значит выявлять и осознавать повсеместность политики. Роль наиболее гуманной формы политики заключается в том, чтобы заполнять разрыв между реальностью и мобилизующим духом. Идеология в таком случае занимает место подлинных форм общественного сознания. Принимая эти факты во внимание, субъект в современном обществе берет на себя роль политизированного субъекта. Laibach выявляет и выражает сопряжение политики и идеологии с индустриальным производством
и непреодолимые разрывы между этим сопряжением и духом.
4. Триумф анонимности и безличия дошел в результате развития технологий до абсолютной степени. Всякие индивидуальные различия между авторами исчезли, стерлись всякие следы индивидуальности. Технологический процесс — это метод программной функции. Он отражает развитие, то есть целенаправленное изменение. Изолируя отдельные аспекты этого процесса и представляя их статично, можно обнаружить свидетельства отрицания человеком любых путей эволюции, чуждых и неадекватных его биологическому развитию. Laibach использует в качестве методов своей работы организационную систему индустриального производства и идентификацию с идеологией. Поэтому все члены группы отказываются от своей индивидуальности, чтобы служить выражениями отношений, связывающих систему производства и идеологию в их нынешнем состоянии с индивидом. В том способе производства музыки, который практикует Laibach, и в отношениях внутри группы проявляется социальное производство как таковое. Группа функционирует оперативно, следуя принципу рационального преобразования, и характеризуется связной (иерархической) структурой.
5. Внутренняя структура группы подчиняется директивному принципу и символически представляет отношение идеологии к индивиду. Идея концентрируется в одной и той же персоне, ограждаемой от какого бы то ни было отклонения. Всегда действует одна и та же четверичная схема (Эбер — Залигер — Келлер — Дахауэр), которая, будучи предопределенной, допускает в себе произвольное число субобъектов (в зависимости от конкретных задач). Сменяемость и анонимность членов группы предупреждает возможные индивидуальные отклонения и способствует постоянному обновлению внутренних жизненных соков. Субъект, способный идентифицировать себя с современным индустриальным производством в его крайнем выражении, автоматически становится членом Laibach (и одновременно подвергается осуждению за свой объективизм).
6. Основу деятельности Laibach составляет концепция единства, выражающего себя в любом медиуме в соответствии со свойственными ему законами (в искусстве, музыке, кино и т. д.). Среди материалов, которыми манипулирует Laibach, можно назвать тейлоризм, шумовую музыку, нацистское искусство, диско и т. д. Принцип работы группы четко выстроен, процесс композиции диктуется законами реди-мейда. Индустриальное производство основывается на рациональном развитии, но если извлечь из его процесса какой-либо элемент или момент и сосредоточить на нем внимание, можно тем самым перенести этот элемент или момент в мистическое измерение отчуждения, которое выявит магическую составляющую индустрии. Репрессия индустриального ритуала оборачивается диктатом композиции, и политизация звука обретает возможность стать абсолютным звучанием.
7. Laibach не допускает никакого развития исходной идеи; концепция группы предполагает не эволюцию, но энтелехию, и презентация ее работы служит лишь связью между внутренней статикой и меняющимся исполнительским составом. Таким же образом мы относимся к непосредственному влиянию развития музыки на концепцию группы; будучи материальной неизбежностью, это влияние все же второстепенно и проявляется лишь как исторический музыкальный контекст момента, выбираемого из неограниченного числа вариантов. Laibach выражает вневременность через артефакты настоящего, поэтому на пересечениях политики и индустриального производства (в культуре, искусстве, идеологии и сознании) он неизбежно сталкивается с элементами политики и индустрии, хотя при этом хочет быть политикой и индустрией сам. Благодаря широте охвата материала Laibach может перемещаться в его пределах, создавая иллюзию своего движения (развития).
8. Laibach провоцирует мятежное состояние отчужденного сознания (которое нуждается в нахождении своего врага) и объединяет бойцов и их противников в выражении статичного тоталитарного воя.
Группа действует как творческая иллюзия жесткой институциональной системы, как социальный театр поп-культуры; она ведет коммуникацию не иначе как через некоммуникативность.
9. Помимо Laibach, которая мыслит себя по модели индустриального производства в условиях тоталитаризма, существуют еще две группы, работающие в эстетической концепции Laibach Kunst. Одна из них, Germania, изучает эмоциональную сторону жизни человека, которая проявляется в отношении к эмоциональной, эротической и семейной жизни, прославляя основы государства и функционирование эмоций в новых социальных идеологиях, обладающих тем не менее старой классической формой. Другая группа — Dreihundert Tausend Verschiedene Krawalle — разрабатывает ретроспективно-футуристическую негативную утопию (эпоха мира кончилась).
10. Laibach — это познание универсальности момента. Это выявление неравновесия между сексом и трудом, рабством и активностью. Чтобы обозначить это неравновесие, группа использует все выразительные средства истории. Подобная работа бесконечна; у Бога одно лицо, но лица дьявола бесчисленны. Laibach — ответное действие от имени идеи.