В фильмах Бротарса есть и место иронии, часто — ее весьма специфическому виду, которая в литературе называется романтической. В начале девятнадцатого века в литературе европейского романтизма использовался прием, когда герой, противостоящий миру, в глазах обывателей выглядит смешно и неуместно, он, по их мнению, производит массу абсурдных действий, на самом же деле филистерам не удастся постигнуть подлинной мотивации подобного поведения, которая лежит вне обыденной логики. И романтическая ирония может быть одной из моделей интерпретации, например, для фильма «Дождь, или Замысел одного текста», посвященного Стефану Малларме. Сам Бротарс сидит на фоне кирпичной стены с надписью «Отдел воды» за очень низким столиком-ящиком и пытается написать текст, при этом на него начинает лить страшный дождь, больше напоминающий поток воды из опрокинутой цистерны. Это, впрочем, не мешает художнику продолжать свое занятие. Естественно, текст, письмо становятся невозможны в принципе, и Бротарс декларирует эту невозможность, мгновенность и ненадежность письменного высказывания. И вообще фиксации мыслей или идей словами, как бы не доверяя полностью литературе, как собственно и Малларме, который впервые придал поэзии визуальную форму и вывел ее за пределы литературного пространства.

Поделиться