«Кино. Образец» формально не является частью одной из самых нестабильных и подвижных секций «Музея современного искусства, секции кино», которая открылась в Дюссельдорфе в подвале по адресу Бургплатц, двенадцать. За два месяца до открытия первой версии «Секции кино» Бротарс показывал в этом пространстве пять фильмов, каждый из которых был вдохновлен художником или литератором, а всю композицию он назвал «Кино. Образец».

Эти фильмы Бротарс связал с ключевыми для него фигурами в истории культуры: художником Куртом Швиттерсом, поэтом Лафонтеном, бельгийским художником Рене Магриттом, французскими поэтами-символистам Шарлем Бодлером и Стефаном Малларме.  

Бротарс настаивал на том, что он не кинематографист, для него фильм — как и прочие медиа — стал способом «расширения языка», новой формой жизни поэтической структуры, которая размыкается и переносится в том числе и на фильм. Так, например, в своем первом фильме «Ключ от заводных часов» (тысяча девятьсот пятьдесят седьмой), посвященном Курту Швиттерсу (фильм носит подзаголовок «Кинематографическая поэма в честь Курта Швиттерса»), Бротарс составил последовательность из довольно близко и часто неожиданно снятых фрагментов произведений Швиттерса. Съемки проходили в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году во время брюссельской ретроспективы немецкого художника. На монтаж фильма ушёл год — Бротарс тщательно выстраивал последовательность кадров, регулировал динамику их смены; он снимал не целые композиции на стене или в пространстве, а их отдельные элементы — веревки, колесики, куски дерева и металла, — как часовой механизм, собирал в целое. Бротарс — как и в поэтическом тексте — искал ритм отдельных частиц, находил настоящие значения в промежутках, паузах между элементами. Кино оказалось для него практикой, открывающей эти «межпространства» неоднозначности, неясности, смутного узнавания, сложных образов и знаков.

Поделиться