Он Кавара

Один миллион лет (прошлое и будущее).
2002

Аудиозапись. Общий хронометраж 1920 мин.
Музей Ван Аббе, Эйндховен

Один миллион лет.
1999

Книга (бумага, плоская печать). Два тома, 15×11,4×4,2 см каждый
Музей Ван Аббе, Эйндховен

Работа Она Кавары «Один миллион лет» состоит из двух частей — «Один миллион лет (прошлое)» и «Один миллион лет (будущее)» — и включает в себя 24 произведения, каждое в виде сета из 10 папок по 200 страниц текста. 12 наборов охватывают прошлые тысячелетия, 12 — будущие, а представленные в них годы варьируются от работы к работе в зависимости от того года, в котором они были скомпилированы. Работы из части «Один миллион лет (прошлое)», созданные в 1970 и 1971 годы, вобрали в себя один миллион лет — вплоть до года, предшествующего их созданию, например, с 998 031 года до н. э. до 1969 года н. э., и имеют общий подзаголовок «Для всех, кто жил и умер». Произведения из части «Один миллион лет (будущее)», создававшиеся с 1980 по 1998 год, охватывают годы, начиная с года, следующего за их созданием, например с 1999 по 1 001 995 год н. э., и носят подзаголовок «Для последнего». Два тома, представленные в Музее «Гараж», не входят в состав этих 24 произведений: на выставке экспонируются тиражные книги, выпущенные Éditions Micheline Szwajcer & Michèle Didier в сотрудничестве с художником.

Справившись с леденящим кровь осознанием того, что наша жизнь занимает всего нескольких строк на одной странице, зритель замечает, что Кавара удалил из своего временного потока десятилетний промежуток между двумя частями произведения — с 1971 по 1980 год. Возможно, это сделано, чтобы подчеркнуть, что время обладает своего рода различной плотностью, которая порой затрудняет возможность обозначить событие как однозначно «прошедшее» или точно определить момент возникновения будущего, которое уже начало претворяться в жизнь. Возможно также, это призыв немного поразмышлять о том, как должно существовать сознание, из которого и в которое течет время.

С 1993 года Кавара добавлял к книжным томам живые чтения и аудиозаписи, придавая проекту более разноплановый объем в области транслируемого опыта и позволяя ему эволюционировать. Каждый произносимый текст регулируется протоколом с четкими инструкциями, прописанными художником: каждая сессия начинается в момент окончания предыдущей.

СК

Поделиться