Памяти Никиты Алексеева (1953–2021)
Выставка посвящена сравнительно небольшому сегменту современного искусства, исследующему и тематизирующему протяженность времени: как через тело художника, так и через сам процесс создания и экспонирования искусства. На выставке будут представлены работы более 30 художников разных поколений из стран Юго-Восточной и Центральной Азии, Кавказа, Восточной и Западной Европы.
Английское название выставки — Spirit Labor (букв. «труд духа») — заимствовано из одноименного киноэссе британского историка перформанса и куратора Адриана Хитфилда, в котором он анализирует специфический тип труда художника, построенного на сопротивлении превосходящим себя силам, будь то время или природная стихия. Русскоязычное название — «Служба времени» — раскрывает тему выставки в слегка ином ракурсе, привлекая внимание к аспекту драматичной зависимости человека от единственного по-настоящему невозобновляемого ресурса — времени.
Фокус на протяженности времени — вязкого, проблематичного, неисторичного — зачастую приводит к появлению произведений искусства, которые невероятно сложны в создании, а еще сложнее в «проживании», как, например, те, что художник создает постепенно, в течение всей жизни. В этом направлении активно работал Тейчин Сье, который за свою жизнь сделал всего семь перформативных работ, создание каждой из которых заняло не меньше года, а самой продолжительной — четырнадцать лет, после чего художник ушел «в отставку». Вячеслав-Юра Усеинов создавал одну сравнительно небольшую живописную работу «Тень несуществующего дома» долгие одиннадцать лет, объясняя это тем, что полученный на поверхности холста результат — лишь следствие его духовно-эмоционального усилия, благодаря которому он эти годы стоически удерживал перед глазами рассыпающийся в памяти образ.
Исследуя разные аспекты того, какие формы может принимать в искусстве время — от радикального боди-арта до концептуалистских практик, выставка затронет тему особого внутреннего психоэмоционального труда художника, труда, ведущего к превозмоганию себя и столкновению с колоссальными трудностями, преодоление которых зачастую порождает аффект. Так, Елена Ковылина в ходе перформанса «Спасите мою душу» устремила хлипкую лодку навстречу шторму и спаслась лишь чудом, а Хэ Юньчан вырезал скальпелем на своем теле прямую линию длиною в метр в качестве жеста, манифестирующего сопротивление диктатуре. Ёсико Симада перевоплощается в статую напротив посольства Японии в Корее, напоминая о все еще существующем в японском обществе табу на обсуждение судеб так называемых женщин для утешения (женщин, подвергшихся сексуальной эксплуатации японскими солдатами во время Второй мировой войны) и жестокого отношения к женщинам в стране и мире по сей день. Схожим образом Фите Штольте бежит от самого времени на самолете, преодолевая часовые пояса, стараясь обогнать световые дни, дабы обрести лишний день жизни.
Разработанная совместно с бюро Grace архитектура проекта предполагает, что каждое произведение искусства существует изолированно, внутри условной «кельи», стены которой возведены из бетона, то есть материала со своими визуальными и техническими параметрами, тесно ассоциирующимися с долгой «службой времени».
Проект реализован при поддержке эндаумент-фонда Музея «Гараж».
18+
Для подтверждения совершеннолетия необходим оригинал документа, удостоверяющего личность.
Кураторы: Снежана Кръстева и Андрей Мизиано