Мобильный гид к выставке «Служба времени. О природе длительности, преодоления и аффекта»

Памяти Никиты Алексеева

Выставка «Служба времени» объединяет художников разных географий и поколений, которые на разных этапах своих авторских поисков исследовали и тематизировали, возможно, самую значимую и неоднозначную субстанцию — время. Английское название выставки — Spirit Labor (букв. «труд духа») — заимствовано из одноименного кино-эссе британского историка перформанса и куратора Адриана Хитфилда, в котором он анализирует специфический тип труда художника, построенного на сопротивлении превосходящим себя силам, будь то время или природная стихия. Русскоязычное название раскрывает тему выставки в слегка ином, дополняющем ракурсе, привлекая внимание к драматичной зависимости человека от времени, по сути, по-настоящему невозобновляемого ресурса.

Исследуя время через измерение духа, выставка обращается ко множеству различных аспектов понимания протяженности времени, уделяя особое внимание художественным практикам азиатских, кавказских, центрально-азиатских, российских и восточно-европейских художников. При этом, как заметила художница Мелати Сурьодармо, обсуждая с нами выставку, «Служба времени» исследует не духовное как таковое (по крайней мере, не в религиозном или трансцендентальном значении слова), а фундаментальные установки, лежащие в основе создания и исполнения конкретных работ, подразумевающие продолжительную практику духовного труда. Фокус на духовном органично перетекает в фокус на протяженности, который, в свою очередь, заставляет присмотреться внимательнее к различным режимам времени, тематизируемым художниками в своих работах, а именно к вязкому, проблематичному, неисторичному времени.

Продолжительная практика духа неизбежно находит выход в «теле» — одном из главных объектов репрезентации на выставке: от перформансов на выносливость и радикального боди-арта экспозиция ведет к концептуальным и телесным практикам, выстраивая между разными сегментами разнообразные, зачастую нелинейные связи. Вместе с тем дизайн экспозиции предполагает, что зритель оказывается с каждым произведением искусства наедине, в интимном уединенном пространстве сродни монашеской келье, стены которой возведены из материала, схожего с бетоном (а визуальные и технические свойства бетона неразрывно связаны с идеей долгой «службы времени»). Требующие огромного усилия духа экстремальные манипуляции с собственным телом, к которым прибегает ряд художников (а вместе с тем столкновение зрителя с этим опытом), неразрывно связаны с аффектом, то есть непродолжительным, но крайне интенсивным, бурным состоянием, которое также меняет ощущение течения времени.

«Служба времени» — это и попытка реабилитировать преодоление как продуктивную стратегию в современном искусстве. Некоторые из представленных работ требуют недюжинного усилия для просмотра. Другие (намеренно чересчур однообразные, подчас монотонно создаваемые художником на протяжении всей жизни) едва ощутимы в моменте или вообще невидимы. Но в конечном счете на выставке такие категории, как время, преодоление и духовный труд, становятся видимыми, начинает обнаруживаться их тесная взаимосвязь, что наводит на мысли о том, как на самом деле художественное произведение требовательно в самых своих основах, будь то вложенный в него труд художника или же концентрация сил и внимания со стороны зрителя.

Снежана Кръстева, Андрей Мизиано

Поделиться