Никита Алексеев

Истории 53–20.
2020

Бумага, цветные карандаши. 70×3700 см

Видеодокументация работы Никиты Алексеева «Истории 53–20».
2020

9 мин. 12 сек.
Съемка: Анастасия Соболева
Предоставлено Iragui Gallery, Москва

Никита Алексеев всегда был увлечен экзистенциальным переживанием своего существования и своим местом в мире. Очевидно, что в самой форме свитка, в которой исполнена его последняя большая работа «Истории 53–20», художник видел метафору жизненного пути, последовательности разворачивающихся во времени и пространстве событий. К свиткам художник обращался на протяжении всей своей карьеры — в первый раз еще в 1986 году, когда на стихийно организованной выставке «Битца за искусство» представил эмакимоно (японский тип свитка) «Краткая история современного искусства, или Жизнь и смерть Черного квадрата», где в виде комиксов рассказал о путешествии картины Малевича через историю искусств и конкретные выставки. «Истории 53–20» представляют собой свиток длиной 37 метров, где изображена жизнь улитки, тихо движущейся вдоль иногда непримечательных, а иногда фантазийно-сюрреалистических пейзажей, сопровождаемых новостными сообщениями: «1953. Умер Сталин»; «1975. Умер Франсиско Франко...»; «1996. Борис Ельцин выбран на второй президентский срок...»; «2020. COVID-19. Изменения в Конституцию РФ...» и т. д. Выбор художника пал на улитку не случайно, автору важно сделать протагонистом существо предельно обыкновенное, почти бездеятельное, маленькую форму существования, что медленно ползет вдоль линии жизни, почти не оставляя следа. И в то же время можно предположить, что речь идет и о судьбе Алексеева, так как датировки листов совпадают с годами жизни самого художника.

АМ

Поделиться