Хэ Юньчан

Цаочанди — десятое поколение.
2012

Хромогенная печать, дибонд. 250×59,5 см и 89,5×59,5 см
Предоставлено художником

Свой первый перформанс Хэ Юньчан создал в 1993 году. С тех пор его художественная практика претерпела естественные изменения, трансформировавшись вместе с восприятием автора. «Цаочанди — десятое поколение» в некотором роде маркирует переход Хэ Юньчана к более «мягким» стратегиям, который прослеживается в его творчестве последних лет. В интервью 2015 года художник упомянул, что «этот переход также связан с моим возрастом, опытом и состоянием тела», что становится очевидным, если проанализировать грамматику его движений. За всю карьеру Хэ — а это почти три десятилетия — зрители редко видели его лежащим (только на операционном столе в ожидании, когда на теле произведут разрез). Однако в начале весны 2012 года художник пролежал 28 дней, наблюдая за ростом травы на газоне перед мастерской. И хотя добровольно выбранные и весьма суровые условия сна под открытым небом на жестком покрытии также предполагают определенную степень физического насилия (обращенного на самого себя, как всегда у Хэ), в этом акте проявилось и новое измерение его перформативных практик, в котором можно просто созерцать и осмыслять природу, при этом постоянно и незаметно меняясь.

На фотографиях, документирующих перформанс, видно, что художник организовал «торжественную» публичную церемонию, знаменующую начало его сожительства с посаженными в почву вокруг его тела, но еще не видимыми семенами. Хэ Юньчан время от времени общается с коллегами и посетителями Цаочанди, деревни художников на северо-востоке Пекина, однако всегда остается в буквальном смысле «заземленным» — словно стараясь ничего не упустить в процессе пристального наблюдения за ростом травы.

СК

Поделиться