Гамлет Овсепян
(Род. 1950, с. Ашнак, Армянская ССР.
Живет и работает в с. Ашнак)

Без названия.
1976

Оцифрованный фильм на 16-мм пленке. 4 мин. 30 сек.
Предоставлено художником

Гамлет Овсепян — один из ключевых художников современной Армении, который также одним из первых в СССР начал систематически работать с видеоартом. Овсепян, по собственному признанию, находит вдохновение в предельно незначительном и лишенном статуса исторически или социально значимого, в вещах, которые обычно ускользают от внимания ввиду своей совершенной непримечательности. Черно-белая, одномерная, бессобытийная жизнь, заключенная в закольцованный и простой до предела сюжет «Без названия», — это метафора советской жизни эпохи застоя, на которую выпали лучшие годы жизни художника и его поколения.

Ранние видеоработы Овсепяна — это безнарративная съемка окружающих его людей и предметов (девушка, покусывающая ногти, почесывающий спину или зевающий юноша, электрические провода с зажимами). В подобном жанре и эстетике ранее снимал и Энди Уорхол (например, свое знаменитое видео «Сон» (1963), где мирно спит поэт Джон Джорно), однако Овсепян, по очевидным причинам, не мог видеть его работы, но знал их в пересказе. Если Уорхол пытался застать совершенно иной тип ординарности — а именно красоту простоты массового потребления, как, например, в фильме «Девушки из Челси» (1966), двенадцать героинь которого праздно проводят время, то Овсепян задается другими, экзистенциальными вопросами «Куда мы идем?», «Стоит ли жизнь на месте и есть ли в ней смысл?», подспудно возвращаясь к извечной и неотвратимой истине: «Что было, то и будет».

АМ

Поделиться