Нам Джун Пайк
(1932, Кэйдзё, Японская империя (ныне Сеул) — 2006, Майами)

ТВ-Будда.
1974/2002

Статуя Будды, электронно-лучевой цветной монитор, камера слежения. Размеры варьируются
Художественный центр Нам Джун Пайка,
Республика Корея

Американский художник корейского происхождения Нам Джун Пайк — один из пионеров видеоискусства: уже в 1960-е он стал использовать видеоизображение, кинескопные телевизоры и записывающие видеомагнитофоны как медиум, создавая при их помощи как масштабные скульптуры, так и перформативные события. «ТВ-Будда» — одно из самых узнаваемых мультимедийных произведений искусства ХХ века, которое органично объединило в себе символы разных культур (Восток/Запад) и жизненных философий (традиция/современность). Встреча двух кажущихся несовместимыми объектов (антикварной скульптуры Будды, чьи пальцы замерли в особом жесте — мудре, — обозначающем спокойствие и отсутствие опасений, и телевизора с присоединенной к нему камерой) создает закольцованную композицию, оригинальный вариант визуализации бесконечности, натянутой между грядущим мультимедийным будущим и уходящей на тысячелетия в прошлое буддийской практикой созерцания потока жизни.

Но на этом череда смыслов не заканчивается. «ТВ-Будда» не ограничивается только идеей столкновения разных картин мира, но выходит за пределы дискуссий о проблемах своего времени, наводя на мысли о появившемся уже в нашу эпоху беспокойстве, вызванном распространением систем электронного наблюдения за человеком и массовой цифровизацией повседневной жизни. Сам Пайк, по всей видимости, ощущал провидческий потенциал своего искусства, предчувствуя радикальную трансформацию мира и его скоростей под влиянием технологий. И даже несмотря на то, что на сегодняшний день используемая им техника выглядит устаревшей, идеи художника (для которого, согласно его знаменитому высказыванию, «будущее — это [всегда] сейчас») не теряют актуальности.

АМ

Поделиться