Эугениюс Антанас Цукерманас
(Род. 1935, Каунас. Живет и работает в Вильнюсе)

FD Flying Dutchman [Летучий голландец].
15 января 1978 — настоящее время

Две части. Репродукция картины 1978 года (холст, печать), холст, проекция, компьютерная программа. 84 × 102,5 см каждая часть
Предоставлено художником

В легендарном эссе «Искусство и объектность» (1967) Майкл Фрид яростно протестует против новых видов искусства, которые отклоняются от жанров, манифестирующих себя в моменте (таких как модернистская живопись), функционируют систематическим образом или развиваются во времени (живопись минимализма, перформанс).

Почти 45 лет назад художник Эугениюс Антанас Цукерманас инициировал процесс, продолжающийся и по сей день. Цукерманас бросил вызов идее фиксированного произведения искусства — в особенности работам, которые создаются с помощью пластических средств. Подобно мифическому кораблю, заявленному в названии проекта, черный прямоугольник «Летучего голландца», много лет перемещающийся «по волнам» холста в студии художника, никогда не достигнет гавани. Его положение меняется с частотой от одного раза в день до одного раза в месяц и тщательно фиксируется на рулоне бумаги, длина которого в настоящее время превышает двести метров, а число позиций уже более 1400. В экспозиции представлено два элемента: реконструкция оригинала с позиций «Летучего голландца» на 14 июня 2021 года и проекция, на которой можно проследить траекторию черного прямоугольника, меняющуюся в зависимости от того, как художник перемещает его в реальном времени на холсте, пока работает выставка.

«Летучий голландец» впервые появился 15 января 1978 года — на белом холсте размером 84×102,5 см, разделенном на 180 ячеек, и с тех пор холст только два раза покидал мастерскую художника в Вильнюсе и обычно демонстрируется в виде реплик на холсте или в металле.

СК

Поделиться