Стелем в ямку серебро, прячем редкое добро —
фанты, банты, бриллианты, петушиное перо.
И листок, и цветок, и цветастый лоскуток,
а поверх всего — стекляшка, как над лужицей ледок.
Иван Завражин «Секретик», 1980
«Секретики» — известная детская забава советского времени. Показ избранным друзьям «секретиков» — ценных мелочей, скрытых в земле под куском стекла — становился ранним опытом формирования круга «своих», а их разорение — опытом вторжения в личное пространство.
Через сравнение с «секретиками» выставка «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985» показывает подпольное искусство как тайное знание, доступное кругу друзей и единомышленников, и нуждающееся в защите от внешних сил идеологического контроля и цензуры. В советское время, однако, «секретиками» становились не только произведения искусства, но и духовные практики — от йоги и эзотерики до альтернативной медицины. В то же время выставка, в основе которой находится Архив Музея «Гараж», исследует человеческую склонность к тайне и ритуалам «засекречивания».
История сосуществования подпольных художественных методов, духовных устремлений контркультурных движений, а также неофициальных оздоровительных экспериментов в СССР периода застоя будет представлена на выставке как единая экосистема. Произведения искусства, объекты неизвестного назначения и архивные материалы (дневники, фотоальбомы, самиздат) объединены в общую смысловую сеть.
Запечатанные конверты самоуничтожающихся сообщений. Погребенные капсулы времени. Игры с правилами, которые никогда не раскрывались. Произведения искусства, посаженные в открытом поле, как картофель, и живой художник, выкопанный из временной могилы. Выставки-квартирники в полной темноте или с экспонатами, скрытыми на виду среди скучных предметов повседневной жизни. Все это — загадочные конструкции советского нонконформистского искусства Вячеслава Ахунова, Армена Бугаяна, Риммы и Валерия Герловиных, Андриса Гринбергса, групп «ТОТАРТ», «Гнездо», «Коллективные действия», «Мухомор», «Перцы» и других. В выставке они сопоставлены с экспериментами мыслителей и активистов неподцензурной литературы (Гейдара Джемаля, Юрия Мамлеева и других).
Особенности духовного самосознания советских хиппи и других нонконформистов проиллюстрированы документами о взаимодействии с китайской «Книгой перемен», практиках йоги, экуменизме. Кроме того, выставка продемонстрирует влияние неофициальной культуры на более широкие социальные слои и расскажет о телесных практиках «заботы о себе» в пронизанном коллективизмом СССР брежневской эпохи.
Художник Ян Гинзбург создаст для выставки инсталляцию «Комната гениев» — вариацию «доски почета», на которой собраны портреты мыслителей и политиков, считавшихся в официальной культуре СССР носителями мудрости и истинного знания. «Комната гениев» послужит и постскриптумом к непростой истории ХХ века, и размышлением о границах идеологической нормы и стратегиях ее насильственного утверждения в советской повседневности.
«Секретики: копание в советском андеграунде. 1966–1985» продолжает серию выставочных проектов Музея, основанных на документах, хранящихся в Архиве «Гаража», среди которых — «Перформанс в России: картография истории» (2014), «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2015» (2015), «Холин и Сапгир. На правах рукописи» (2017).
Куратор: Каспарс Ванагс в сотрудничестве с Валентином Дьяконовым, Андреем Мизиано и Сашей Обуховой, кураторами Музея «Гараж»
Архитектор: Рихардс Фунтс
Исследователи: Валерия Диденко, Ольга Широкоступ