Грамзаписи на рентгеновской пленке 1946–1964

Ограничения, налагаемые советской цензурой на искусство, породили культуру, в которой записи популярной музыки были труднодоступны, а иногда и полностью запрещены.

В 1940–1950-е годы под запретом оказались джаз и рок-н-ролл, музыка русских эмигрантов и блатные песни, а также музыкальные стили вроде мамбо. Даже записи Вадима Козина — официальной советской звезды — были запрещены после его ареста по обвинению в гомосексуализме. Бόльшая часть этой музыки пользовалась широкой популярностью среди слушателей разных категорий, особенно среди молодежи. Недоступность и дороговизна контрабандных грампластинок привели к тому, что бутлегеры стали удовлетворять этот спрос с помощью самодельных звукозаписывающих машин и рентгеновской пленки.

Грампластинки «на костях», продолжительностью около трех минут, почти всегда делались односторонними и записывались каждая по отдельности на 78 оборотов в минуту. Все они различались между собой. Качество записи часто было низким, а быстрая изнашиваемость пластинок компенсировалась их невысокой ценой и условной доступностью — торговля ими тайком велась на улице.

Здесь вы можете послушать эти записи — среди них песни Элвиса Пресли, Эллы Фицджеральд, Петра Лещенко и Вадима Козина.