Виталий Барабанов
Виталий Барабанов
Неожиданный эпизод.
2020–2021
Холст, натуральные пигменты, акриловые и натуральные связующие, дерево, пластик
Размеры варьируются
Предоставлено художником
Во время первого московского локдауна, связанного с эпидемией СOVID-19, Виталий Барабанов обнаружил себя в неожиданных условиях — в течение нескольких месяцев он не мог работать в мастерской. Это обстоятельство имело решающее значение в создании новой серии работ, одна из которых представлена на выставке.
Эта серия продолжает эксперименты Барабанова по созданию «живого» произведения — в соавторстве с природой, начатые им в проектах «Практики пленэра» (2016) и Plastic Cultura (2017). В этих экспериментах художник стремился войти в определенные взаимоотношения с природой, держа в уме идеи Бруно Латура о созыве «коллективов» — ассоциаций человеческих и нечеловеческих акторов, действующих с целью демократической пересборки отношений природы и общества. Так, в «Практиках пленэра» Барабанов наносил на холсты ландшафт и маршрут своих прогулок, садясь на холсты или привязывая их к ноге, а живописные работы проекта Plastic Cultura появились в результате фильтрации воды через холст и пигменты трех основных цветов — красного, желтого и синего. Новую серию произведений художник «выращивал» в кашпо, поливая холсты, как растительный грунт, растворами натуральных пигментов и разными связующими. Этот процесс был прерван карантином: на протяжении нескольких месяцев полотна постепенно засыхали без «ухода», и окончательное изображение сформировалось уже в отсутствии человека, подчинившись естественным процессам и течению времени.
Темная зеркальная поверхность, в которой отражается и как будто растворяется «живой» холст, появляется в проекте как отсылка к научно-фантастическому сериалу «Черное зеркало», ставшему, по мнению художника, пугающе реалистичным в ситуации изоляции и перехода в онлайн. Название сериала намекает на повсеместное присутствие экранов, а его эпизоды объединены темой тотального подчинения человека технологиям. Созданные «коллективно» с нечеловеческими агентами цветá и формы живописного изображения оказываются искажены этой современной версией зеркала Клода — названного в честь мастера классического пейзажа приспособления для созерцания природы «через фильтр», призванного придать более «культурный» тон ее чересчур живому колориту.
ЕС