Лекарство, тайна

 

Александр Щуренков
Из серии Stone-Cold. 2021

МДФ, бархат
Размеры варьируются
Предоставлено художником

В серии Александра Щуренкова Stone-cold встретились его детское любопытство к кристаллам как к загадочным природным структурам, подростковый интерес к эзотерическим практикам и текущая область исследований — пристрастие современного общества к «улучшению» психического и физиологического состояния с помощью нетрадиционной медицины, в том числе кристаллотерапии.

Среди всех видов неконвенциональных терапий кристаллотерапия окружена особым таинственным ореолом, созданным и притягательностью самих камней, и мистическим обещанием связи с энергетическими потоками природы и космоса, и ее продвижением многими звездами поп-культуры и медиа. Сам Александр Щуренков не очарован кристаллотерапией, его больше интересуют механизмы, на которые опираются подобные практики, в частности неоднозначный эффект плацебо. В «Системе вещей» Жан Бодрийяр упоминает плацебо, сравнивая его эффект с воздействием рекламы, где, по его мнению, «важна не логика тезиса и доказательства, но логика легенды и вовлеченности в нее». Другими словами, работает не сама пилюля, но сложившийся у индивида образ стоящей за ней авторитетной системы («идея медицины + присутствие врача»). Именно эти системы и их противоречия и являются предметом исследования художника. 

Образ кристалла также предстает для него неоднозначным, что отражено в формальном решении работ — похожих на самоцветы объектов, обтянутых бархатом, который используется в современной похоронной индустрии. Отстраненно рассматривая «светлое», терапевтическое трактование кристалла, художник считывае в нем и связь с потусторонним миром, ассоциируя форму кристаллов с надгробиями. Говоря словами Джеймса Балларда, кристаллы — это «ни живые, ни мертвые» сущности, существующие вне времени.

ЕС

Поделиться