En

Лекарство, код

 

Михаил Максимов
Флаталити. 2021

Трехканальная видеоинсталляция.
Размеры варьируются.
Предоставлено художником.

Новая работа Михаила Максимова созвучна слову «фаталити» — так в файтинге Mortal Kombat называется завершающая стадия добивания противника, различная для каждого персонажа. «Флаталити» (от англ. flat, «плоский»), в свою очередь, рассматривает различные нарушения восприятия пространства и отсылает к пространственным переживаниям пандемии. Во время локдауна мир для людей сузился до размеров комнаты, а дистанция — от дома до магазина и от человека к человеку — стала играть определяющую роль. Развивая принцип моделирования потенциальных реальностей, «Флаталити» обращается к видоизменению мира в переживании: по словам художника, «изменение одной координаты в пространстве меняет порядок создания нарратива — если мы поселимся в трубе, то придется вечно творить линейные произведения». В координатах измененного, «отслаивающегося» сознания художник разрабатывает новый тип повествования — дистанционную драматургию», когда действие разворачивается не во времени, а в расстоянии. Вместе с тем он расширяет пространственно-временные границы медиума — основанного на течении времени (автора и зрителя), созданного в виртуальном и представленного в реальном пространстве. Девять коротких видео складываются в три секвенции продолжительностью порядка 36 минут каждая, не синхронизированные между собой. Таким образом, в пространстве инсталляции эти видеоряды все время расходятся, создавая бесконечный набор комбинаций по типу генеративного искусства, подрывая привычный канон хронометража как основной меры time-based art и задействуя пластические характеристики пространства.

Звучащая прямая речь воспроизводит свидетельства клинических пациентов о патологических ощущениях пространства, связанных с утратой объемности, уплощением видимой картинки при дереализации или с утратой проприоцептивного восприятия при синдроме Кандинского-Клерамбо. Трудные для восприятия, бессвязно бредовые описания внутренних состояний, озвученные синтезаторами речи, приобретают остраненно художественный характер: «мовешки» и «франкоголы» комфортно обустраиваются в узнаваемой психоделической стилистике трехмерной анимации Максимова. Художник находит визуально-пространственное соответствие перечисленным синдромам1 — в качестве плагина к 3D-программе создания виртуальных ландшафтов он использует «самописный уплоститель пространства». «Флаталити» погружает зрителя в речевой морок индивидуальных психопатологий, вместе с тем выступая своеобразной картографией российских ландшафтов от Кольского полуострова до Тувы. Серия сменяющихся панорам уплощенных пространств из внутреннего переживания отдельного человека вырастает до диагностики неустроенности и проблемности существования в многообразии представленных пространств страны. По словам художника, субъективное «неудобство внутри головы» может прочитываться как объективное «неудобство внутри страны», хотя мы понимаем, что «заболевание — это дело личное, и только здоровье любит быть вместе».

ЕЛ 

1. Наряду с дереализацией и синдромом Кандинского-Клерамбо исполь- зованы описания шизофазии, обсессивно-компульсивного расстройства, онейроидного синдрома и потери чувства счисления.

Поделиться