Тайна, музей

 

Дарья Правда
Электрическое тело. 2018–2021

Инсталляция.
Размеры варьируются.
Предоставлено художницей.

Зрителю первой половины XXI века эзотерику в искусстве открыл западный художественной истеблишмент. В середине 2000-х куратор Даниэль Бирнбаум (в прошлом — директор Музея современного искусства в Стокгольме) представил шведского мистика Хильму аф Клинт как предтечу абстракционизма, после чего ее выставки с успехом проходят по всему миру. В 2013 году важной частью основного проекта 55-й Венецианской биеннале — выставки «Энциклопедический дворец» куратора Массимилиано Джони — стали доски основоположника антропософии Рудольфа Штайнера с иллюстрациями к его семинарам и «Таро Тота» Алистера Кроули и леди Фриды Харрис.

Художница Дарья Правда предлагает собственную спекуляцию вокруг эзотерического — на сей раз не связанную с обнаружением «неизвестных страниц» истории искусства, а предлагающую детально разработанную мистификацию, в центре которой деятельность тайного общества «Торус».

Проект «Электрическое тело» — это квазиретрофутуристская, отчасти решенная в духе стимпанка инсталляция. Место действия — Петербург конца XIX столетия. Fin de siècle, рубеж веков — время технического прогресса, в частности освоения электрического тока, и параллельно — повального увлечения русских интеллектуалов оккультизмом. В этот период духовидцы, антропософы, теософы, масоны, толкователи Таро, анархо-мистики и знахари определяли культурную, а иногда и политическую повестку.

Главная героиня мистификации, основательница «Торуса» медиум Елизавета Дмитриевна Прибыткова, разрабатывает особую психотехнику, направленную на осознание собственного электромагнитного поля и способность ощущать его силовые линии в форме тороида, или тора. В дальнейшем члены тайного общества отправляются в арктическую экспедицию и пропадают в солнечном ветре. Бесследное, противоречащее законам физики исчезновение можно трактовать как прорыв к сингулярности.

Форма электрического тела схожа с очертаниями нашего мира — Земля и Солнце окружены магнитосферами в форме тороида. Прибыткова стремится найти и осмыслить внешние подобия внутренним переживаниям. Решению ее поисков сегодня помогает обращение к психоанализу. Так, тор — одна из фигур, которую Жак Лакан анализирует в своих трудах по топологии. Топология тора иллюстрирует определенные особенности структуры субъекта: так же как центр тяжести тора расположен за пределами его объема, центр субъекта расположен вне его самого; субъект, как и тор, де-центрирован, экс-центричен. Периферическая внешняя и центральная внешняя стороны тора — части непрерывного участка.

Эти особенности иллюстрируют, каким образом психоанализ проблематизирует различие между «внутренним» и «внешним». Художественный метод Дарьи Правды заставляет вспомнить название биографии важнейшего представителя неофициального ленинградского искусства Тимура Новикова «Врать только правду!». Однако персонажный метод сближает творчество Правды с московским концептуализмом и в частности с другим примером использования женского образа в качестве символа утопических исканий — «Лабораторией великого делания» Елены Елагиной (1996). В «Лаборатории» успешная ученая-футуролог Ольга Лепешинская стремилась продлить жизнь советского человека с помощью научных экспериментов.

ЯВ 

Поделиться