Группа МишМаш
Группа МишМаш
Конструктор для Дэвида Юма.
2019–2020
Серия из 24 рисунков.
Бумага, акварель, тушь
29,7×21 см каждый.
Предоставлено художниками.
Вторая часть «Конструктора для Дэвида Юма» представлена серией из 24 акварельных портретов башен, которые посетители ранее видели в инсталляции. Графические листы в духе анатомического атласа словно поясняют, как в детской песне, «из чего же» сделаны башни, и приоткрывают зрителю жизнь и творчество дуэта МишМаш. Сохраненные на память, из жалости или про запас ничтожные предметики и раритеты оказываются, в частности, деталями предыдущих работ, а их экологический апсайкл выворачивает наизнанку принцип пользы — они пригодились, превратившись в произведение искусства, навсегда выскочив из утилитарного мира. С помощью генератора названий эти абсурдные соединения обрели имена, напоминающие о традиции московского концептуализма — «Неловкое восстание», «Подлая схема», «Сообщник заблуждений» и т. п. Сомнительный статус этих портретов — то ли предварительного эскиза для башен-скульптур, то ли последующей документации, — а также их экспозиционная дистанция с инсталляцией создают пространственно-временное напряжение.
Одним из ключей к пониманию замысла художников оказывается философия Дэвида Юма, едва не разрушившая философию в целом. Последовательный эмпирик, Юм полагал, что ничто нельзя познать путем опыта и наблюдения, поскольку последовательность явлений не обнаруживает доступной нашему наблюдению связи, и лишь предыдущий опыт и привычка внушают нашему воображению причинно-следственные отношения между явлениями. По словам художников, «все умственные конструкции, которые мы, люди, производим, это подбор и подгонка друг к другу элементов — нашей эрудиции, воспитания, гормонального баланса, опыта, съеденного за обедом, количества сна, прочитанной книги, набора друзей в “Фейсбуке”, тайных желаний и т. д. Мы громоздим элементы один на другой, пытаясь построить картину мира, подобно тому как раньше для этого громоздили слона на черепаху». Наблюдения за событиями последнего года особенно ясно показывают, как мало значат наши представления о реальности и будущем, которое, по мысли Юма, исключительно из привычки мыслится нам вытекающим из прошлого.
ЕЛ