Максим Спиваков
Максим Спиваков
G Minor. 2021
Металлические трубы, спортивные маты, плазменные панели,
трехканальное видео (10 мин. 13 сек., 10 мин. 13 сек., 2 мин. 2 сек.)
Предоставлено художником
Возведенная из строительных лесов инсталляция Максима Спивакова с укрепленными на них внахлест тремя массивными плазменными панелями напоминает спортивный снаряд, дополненный супрематическими плоскостями кастомизированных матов, и отсылает к техникам тела, вариантом которых является и музыкальный перформанс, тем более что названием работы служит принятое обозначение тональности соль-минор (основной минорной тональности Моцарта). Предметом спекулятивного упражнения для художника здесь выступает известная конспирологическая теория, связывающая распространение вируса COVID-19 с действием телекоммуникационной сети 5G, вышки которой в 2020 году стали объектами нападения поджигателей. Свидетельские видео из YouTube c горящими вышками 5G, «авторизованные» через пересъемку с экрана, накладываются на юридически чистую цифровую копию архивной кинозаписи Льва Термена, играющего на изобретенном им терменвоксе. Неслышимая бесконтактная музыка рисует воспаленному воображению стоящие за пандемией манипуляции невидимого агента. Популярная конспирология здесь как будто подвергнута анализу и диагностирована, однако художник не торопится нейтрализовать заряд одержимого «закадровой» волей фанатизма — симметричными манипулятивными жестами он, напротив, усиливает зажигательную пиропоэтику, зумированную чувственным касанием экранов, снимая однажды провозглашенный им принцип экономии образов1 ради выявления скрытой механики аффекта. Столкновение двух исторических форм технического воображения, основанных на действии электромагнитных волн (исполнение музыки при помощи «прирученных» электрических колебаний и использование высокочастотных сигналов для сотовой связи) оставляет в воздухе ощутимый запах озона, чрезвычайно токсичной и взрывоопасной модификации кислорода. В тексте «Огонь [ИВЛ — 5G]»2 Спиваков связывает горящие вышки с образами планетарной «огненной юности» из работы «Космология духа» советского философа Эвальда Ильенкова. Парадоксальная логика консервативного сопротивления, открывающего через разрушение дорогу новым скоростям (6G, 7G и т. д.), может быть прочитана в духе опустошающего «волчьего огня», противопоставленного очеловечивающему домашнему очагу, или «огня низших», в котором отец акселерационизма Ник Ланд видел «аполитический элемент войны, литературы, психоза и катастрофы»3. «Огонь низших» Ланда и музыкальный минор смыкаются с «миноритарным» Жиля Делёза — меньшинствами, размер которых неисчислим, которые определяются потенцией к становлению/творчеству и обнаруживают разрыв с абстрактным стандартом и властью/господством константного большинства.
ЕЛ
1. Речь идет о выставке Максима Спивакова «1/2» (2018), посвященной проблеме образа, практикам его отрицания и современному иконоборчеству. См.: mmoma.ru/files/spiv_ctl.pdf.
2. Спиваков М. Огонь [ИВЛ — 5G] // Синий диван. Философско-теоретический журнал / Под ред. Е. Петровской. Вып. 24. М.: «ТРИ КВАДРАТА», 2020. С. 178.
3. Ланд Н. Сочинения в 6 томах. Т. 1. Дух и зубы. Пермь: HylePress, 2020. С. 227.