Участникам нового цикла семинаров библиотеки Музея «Гараж» предлагается изучить концепции и представления о современности на примере текстов теоретиков искусства и художников XX и XXI веков.
Современное искусство не обязательно включает в себя работы, создаваемые сегодня. Это понятие имеет множество коннотаций и связано с определенной философией художественных практик. Кроме того, русскоязычная терминология не позволяет в полной мере отразить дихотомию между modern art и contemporary art, существующую в англоязычной литературе и связанную не только с временными рамками, но и конвенциями искусства.
Поле художественного производства, в котором были изобретены жанры инсталляции и перформанса, а область исторического и антропологического исследования была апроприирована в работе художников, сегодня, кажется, исчерпало себя, вступив в период стагнации. В попытках разрешить ситуацию художники все чаще возвращаются к практикам авангарда и модернизма, предпринимаются попытки пересмотреть историю искусства. Современность пульсирует, соединяя в себе разные измерения: социальные, политические и эстетические идеи и практики. Искусство стремится обогнать философию и обращается к ней все более открыто, напрямую заимствуя ее разработки и одновременно критикуя их.
Как все-таки понимать современность в искусстве? В рамках курса участники вместе с ведущим прочтут и обсудят известные, а также написанные относительно давно и оставшиеся малозамеченными тексты, осмысляющие философские проблемы искусства и взаимодействия между его теорией и практикой. К работам теоретиков и критиков будет предложен визуальный материал, а тексты художников войдут в программу наряду с философскими публикациями.