В рамках лекции будет обсуждаться архитектура в фильмах Антониони: башня Пирелли в «Ночи» и индустриальная Равенна в «Красной пустыне»; мир под колпаком в «Шоу Трумана», Министерство информации в «Бразилии» и онейрическое барокко «В прошлом году в Мариенбаде»; Париж 1960-х как годаровский Альфавиль, здание МГУ как Кощеево царство в «Окраине» Луцика и выталкивающий героев Манхэттен в фильмах нового Голливуда.
Изначально связанные с понятием «утопии» многие феномены современного общества в кинематографе оборачивались своей полной противоположностью, выраженной термином «дистопия». Так часто происходит с комфортом, оборачивающимся консюмеризмом, контролем, приводящим к лишению свободы, реальностью, которая ускользает, и временем, которое становится выморочным лабиринтом. На лекции будут проведены параллели между этими трансформациями и приемом «затрудненной формы», а также уделено внимание проблемам критического восприятия и системам его блокировок. Кроме того, Всеволод Коршунов продемонстрирует на известных кинематографических примерах, какие архитектурные объекты становились образами системы, дисбаланса, нехватки, ловушки и потери себя.