Конференция «Архив: спаситель, изобретатель, свидетель» посвящена личным архивам художников XX века, работавших в атмосфере политического давления, репрессий и цензуры.
В центре внимания конференции — роль архивов в документации неподцензурных художественных движений и возможности, открывающиеся в работе с архивами для художественных институций разного профиля. На конференцию приглашены ведущие художники, кураторы и исследователи — как непосредственно и постоянно работающие в архивах, так и обращающиеся к ним эпизодически.
Архив часто понимают как склад «мертвых» историй, хранилище фактов, интересных только академической науке. Цель конференции — показать разнообразие приемов работы с историческими материалами в сложных политических условиях или в ситуациях ограниченного институционального развития.
Программа разбита на шесть тематических секций, которые перемежаются дебатами, публичными беседами и перформативными интервенциями.
На трех секциях первого дня конференции рассматривается роль архива как инструмента защиты художников и локальных сцен от забвения. Среди выступающих на первой секции («Архив как защита от исчезновения») — искусствовед Клаудия Калирман с рассказом о развитии бразильского искусства в период диктатуры; куратор Кэрол Инхуа Лю, занимающаяся вопросом реконструкции произведений и документов китайского неподцензурного искусства 1980–1990-х годов; и художник Кёкен Эргун, который представит обзор архивного активизма в современной Турции. На второй секции («Окаменевший документ. На пути к институции») на примере архива Музея «Гараж» и институционального архива Биеннале в Сан-Паулу будет рассмотрено место архива в современных институциях. Третья секция («Путешествия данных») обращается к теме важности обмена данными в современных художественных практиках и создании архивов. Художник Владислав Шаповалов расскажет о советских просветительских программах и о том, как они хранятся в европейских архивах; историк архитектуры Лукаш Станек расскажет об обмене идеями между социалистическими странами Восточной Европы, Африки и Азии в период холодной войны. Кульминацией первого дня конференции станет российская премьера документального фильма Билла Моррисона «Доусон: застывшее время» (2016).
Второй день конференции откроется секцией «Когда нужен архив?». Спикеры обсудят временной аспект архивной работы. Эмили Вилье (Фонд искусств KADIST) расскажет, как эта молодая институция занимается институциональным творчеством; глава отдела коллекций Архива азиатского искусства Дэвид Смит проанализирует важность инерции в развитии архива на примере истории и практики Архива. Искусствовед Дэвид Моррис расскажет о практике и стратегии «Историй выставок» (Exhibition Histories) — книжной серии издательства Afterall, посвященной значимым кураторским проектам послевоенного искусства. Художник Дмитрий Виленский (коллектив «Что делать») и куратор Музея «Гараж» Снежана Кръстева завершат секцию беседой о практиках художественного исследования, в частности о программе «Полевые исследования» Музея «Гараж». Пятая секция («Изобретая инвентарии») будет посвящена классификации и различным техникам интерпретации архива в соответствии с личными и научными целями. Среди спикеров — художник Ху Юнь и искусствоведы Сара Мартинетти и Ольга Турчина. Завершит конференцию секция «Документы в расширяющемся будущем», которая обратится к будущему архивов: как эпистемологическому (выступление исследователя и куратора Ларса Банга Ларсена), так и техническому (выступление художника Рефика Анадола). После доклада Константина Дудакова-Кашуро о советских авангардных экспериментах в создании оркестров без дирижера Студия новой музыки исполнит «Камерную симфонию № 2» (1935) Николая Рославца, открытую лишь в XXI веке.
Конференция «Архив: хранитель, изобретатель, свидетель» приурочена к запуску проекта Russian Art Archive Network (Сеть архивов российского искусства). Целью RAAN является создание международной онлайн-платформы для популяризации и исследования российского искусства послевоенного периода. C 2013 годa Музей «Гараж» сотрудничает с Музеем Циммерли при Ратгерском университете в США и архивом Исследовательского центра Восточной Европы при Бременском университете (Германия). Основная задача проекта — воссоединение в общем электронном архивном каталоге разрозненных документальных источников, находящихся в разных странах мира, но принадлежащих к общему контексту. Запуск проекта намечен на декабрь 2017 года.
Кураторы: Анастасия Митюшина, Валентин Дьяконов
Координатор проекта: Ольга Корзинова