Public Talk Стефани Хесслер «Искусство в океаническом антропоцене»

ОПИСАНИЕ

Океан всегда снаружи — до тех пор, пока не затопит ваш дом. Текущая климатическая катастрофа не вписывается ни в какие границы, наметившиеся вместе с началом голоцена и утвердившиеся в эпоху (западной) модерности. Бурно разрастающиеся последствия изменения климата заметны уже не только на уровне физических процессов, происходящих с землей, воздухом и морями. Они образуют отдельный художественный и кураторский дискурс, в частности, благодаря междисциплинарным выставочным проектам об экологических проблемах мирового океана.

В своей лекции Стефани Хесслер рассмотрит сложную взаимосвязь промышленности, политики, культуры и экономики в контексте экстрактивистской модели использования океана. Через призму эстетических и научных исследований она проанализирует проявления возникшей угрозы, которые ощущаются в экологии, культуре, философии и искусстве. Это исследование продолжает и углубляет научную работу, проделанную Хесслер в рамках подготовки выставки Армина Линке Prospecting Ocean, созданной по заказу TBA21–Academy в венецианском Институте мирового океана в 2018 году, и фокусируется на изучении этой темы другими художниками.

Хесслер использует концепции феминистского материализма, экофеминизма и постколониальной теории при анализе таких понятий, как дистанция, видимость и материальность, а также множества существующих между ними лакун. Она уподобляет океан движущемуся изображению, обрастающему множеством нарративов, — как если бы он был кинокамерой, способной складывать целые истории из молекул и волн, или поглощающей свет кинопленкой. По мнению Хесслер, которая привносит в анализ произведений искусства методологии современной науки, критической теории и философии, визуальная культура сегодня способна предложить новый и актуальный взгляд на кризис в экологии.

Лекция организована при поддержке компании СИБУР. 

ОБ АВТОРЕ

Стефани Хесслер — куратор, писатель и редактор. Занимается междисциплинарными процессами, тесно сотрудничает с художниками и учеными в рамках продолжительных проектов на стыке разных дисциплин. Особое внимание уделяет экологическим, экономическим и социальным системам. В 2016–2019 годах работала куратором лондонской TBA21–Academy — междисциплинарной художественной и исследовательской платформы, изучающей влияние человека на мировой океан. Была приглашенным профессором теории искусства в Королевской академии искусств в Стокгольме, где также курировала выставку Juan Downey: With Energy Beyond These Walls (2018). С 2019 года занимает пост директора Художественного музея Тронхейма (Норвегия).

Крупнейшие кураторские проекты последних лет: Sugar and Speed (Музей современного искусства, Ресифи, Бразилия, 2017), Fishing for Islands (Музей Гамбургер Банхоф, Берлин, 2017), Océans. Une vision du monde au rythme des vagues (Центр современного искусства Лё Френуа, Туркуэн, Франция, 2018), Armin Linke: Prospecting Ocean (Институт мирового океана, Венеция, 2018), симпозиум «Практики внимания» в рамках 33-й Биеннале в Сан-Паулу (2018), 6-я Афинская биеннале (2018), Joan Jonas: Moving Off the Land II (Ocean Space, Венеция, 2019), Dominique Gonzalez-Foerster and Tomás Saraceno: More-than-humans (Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, 2019).

Хесслер пишет для многих изданий, среди которых Art-Agenda, ArtReview и Mousse Magazine. Редактор книг Life Itself (173 текста из различных областей знания, пытающихся ответить на риторический вопрос «что есть жизнь»), изданную стокгольмским Музеем современного искусства совместно с König Books (2016), и Tidalectics. Imagining an Oceanic Worldview through Art and Science, изданную MIT Press (2018). В ноябре 2019 года в издательстве MIT Press выходит ее новая книга Prospecting Ocean («Разведывать океан») с предисловием Бруно Латура и визуальным эссе Армина Линке.

ПОСЕЩЕНИЕ

Вход свободный по предварительной регистрации.

Лекция пройдет на английском языке с синхронным переводом на русский.

РЕГИСТРАЦИЯ