Два острополитических и лукавых фильма Киаростами — размышления о контроле и свободе. Продолжая разноплановое, но неизменно тонкое исследование иранского общества, в «Соотечественнике» он помещает зрителей в самое сердце Тегерана, где полицейский на пропускном пункте решает, кому получить разрешение на проезд, а кому — нет. Структурированный и одновременно хаотичный поток автомобилей и людей развивает один из главных мотивов Киаростами, связанный с движением, и перекликается с его работой «Порядок или беспорядок?» — концептуалистским анализом вариативности любой ситуации. В Garage Screen пройдет российская премьера отреставрированных версий фильмов.
В рамках кампании по разгрузке дорожного движения в Тегеране на пропускные пункты были помещены полицейские, выдававшие разрешение на проезд тем водителям, которых они сочтут важными. В «Соотечественнике» Киаростами запечатлевает день из жизни такого полицейского, памятуя, возможно, о том, как он сам работал регулировщиком автодвижения, до того как стал режиссером. Кому-то из водителей нужно в больницу, а кому-то — в суд, кому-то в университет, а кому-то — на похороны… Главный герой сам решает, кого развернуть, а кого — пропустить. В конечном счете закон оказывается вовсе не таким уж незыблемым, а если того потребует здравый смысл — даже весьма пластичным. Галерея водителей, которых останавливает герой, предвосхищает его знаменитый фильм «Десять» о пассажирах, сменяющих друг друга внутри одной и той же машины.
Изменчивость (социальной) реальности исследуется и в короткометражной работе «Порядок или беспорядок?», состоящей из нескольких сцен, снятых в двух вариантах: в первом Киаростами режиссирует упорядоченное развитие событий, а во втором — беспорядочное. Дети то становятся в очередь на школьном дворе возле питьевого фонтанчика, то по просьбе режиссера образуют возле него кучу малу; то в течение одной минуты по очереди загружаются в автобус, то тратят на посадку больше двух минут, расталкивая друг друга локтями. «Это нормально, что кадр длинный — именно это мы и хотим показать», — говорит сам Киаростами, постоянно присутствующий в виде закадрового голоса.
В этом образовательном, но не дидактическом фильме Киаростами упраздняет моральную оценку и любуется веселой анархией, написанной на детских лицах. Отчетливое социально-критическое измерение картина приобретает ближе к финалу, когда камера перемещается в оживленный центр Тегерана, где автомобили без соблюдения правил рассекают сложную геометрию дорог, а полицейский пытается регулировать их движение.
Фильмы демонстрируются на персидском языке с русскими субтитрами.
«Соотечественник»
Режиссер Аббас Киаростами
Иран, 1983. 52 мин. 6+
«Порядок или беспорядок?»
Режиссер Аббас Киаростами
Иран, 1981. 15 мин. 6+