25 лет назад муж Виталины Варелы без предупреждения уехал на заработки в Португалию, оставив ее одну в бывшей португальской колонии Кабо-Верде. В 2013 году Виталина прилетает в Лиссабон, чтобы воссоединиться с мужем. По прибытии она узнает, что три дня назад он скончался. В 2019 году эта скорбная, потусторонней красоты драма португальского классика Педру Кошты получила «Золотого леопарда» — главный приз кинофестиваля в Локарно.
За тридцать лет карьеры Педру Кошта разработал собственный киноязык и съемочный метод, доведенный до совершенства в полудокументальной трилогии о бедном и ныне снесенном лиссабонском районе Фонтейнхас, куда вошли фильмы «Кости» (1997), «В комнате Ванды» (2000) и «Юность в движении» (2006). Сосредоточенная вокруг героиновой наркоманки Ванды Дуарте и других героев-маргиналов, трилогия использовала в качестве сюжетного материала истории реальных людей, дополненные вымышленными элементами. Эти фильмы рождались из импровизаций и тесного сотрудничества с непрофессиональными актерами, игравшими условные версии самих себя. Результатом такого подхода стал социально-вовлеченный кинематограф, меняющий актеров, режиссера и зрителей.
Как и в случае с трилогией о Фонтейнхасе, «Виталина Варела» — не готовое произведение, а процесс переживания. Отвергая этнографический подход, подразумевающий дистанцию по отношению к героине, Кошта скорбит и исцеляется вместе с Виталиной: поразительное визуальное решение, вдохновленное голландской живописью XVII века, с утомительной и в то же время завораживающей медлительностью эволюционирует от полумрака и изысканного кьяроскуро к яркому солнечному свету. Подобную оптику — превращение лиссабонских трущоб в полотна Рембрандта — можно было бы назвать эстетизацией бедности, если бы Кошта и его постоянный оператор Леонарду Симоэш не наделяли Виталину таким достоинством.
Фильм демонстрируется на языке кабувердьяну с русскими субтитрами.
Режиссер Педру Кошта
Португалия, 2019. 124 мин. 16+