В своих концептуальных и в то же время поэтических фильмах, снятых на 16-мм пленку, Джессика Сара Ринланд раскрывает тактильные, визуальные и звуковые отношения между искусством, художником и зрителем, исследуя то, как мы воспринимаем искусство, и то, как оно воспринимает нас. Garage Screen представляет две работы Ринланд: короткометражный фильм «Экспрессия незрячего» и ее полнометражный дебют «То, что на расстоянии напоминает другое», удостоенный специального упоминания 73-го Международного кинофестиваля в Локарно.
В «Экспрессии незрячего» руки слепого мужчины, чье лицо скрыто от зрителей рамкой кадра, ощупывают многофигурную статую, пытаясь сформировать представление о ней. Постепенно герой, а вместе с ним и зрители, собирает воедино античный сюжет о Гиласе — возлюбленном Геркулеса, которого нимфы, завороженные его красотой, утащили в морскую пучину. Чувственный и тактильный фильм Ринланд предлагает аудитории двойную идентификацию: зрители, не имеющие прямого доступа к статуе, соотносят себя как с мужчиной, касающимся ее, так и с нимфами, которые с вожделением взирают на Гиласа и пытаются завладеть им.
В фильме «То, что на расстоянии напоминает другое» Ринланд проникает за кулисы нескольких музеев археологии, этнологии, естественной истории и декоративно-прикладного искусства, включая музей Виктории и Альберта и Британский музей, документируя различные консервационные и реставрационные процессы. На протяжении фильма зрителей сопровождают руки множества музейных сотрудников, занимающихся всем — от лепки на гончарном круге и литья в специальных формах до замера узоров на вазах и реконструкции ювелирных шкатулок.
Их скрытый от посетителей труд образует целую хореографическую партитуру — захватывающий, поэтичный балет из движений рук и их звуков. Чаще всего на экране появляются руки женщины с ярко-розовым лаком — они принадлежат самой Ринланд, создающей керамическую копию слоновьих бивней. На их примере Ринланд прослеживает все стадии создания имитации природных объектов, задаваясь вечным вопросом: насколько копия, воссоздающая форму, цвет и текстуру оригинала, может его повторить или даже превзойти? Что из них является более аутентичным? И возможно ли в принципе отличить одно от другого?
Фильм демонстрируется на английском, испанском и португальском языках с русскими субтитрами.
«То, что на расстоянии напоминает другое»
Режиссер Джессика Сара Ринланд
Великобритания, Аргентина, Испания, 2019. 67 мин. 18+
Фильм демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами.
«Экспрессия незрячего»
Режиссер Джессика Сара Ринланд
Великобритания, 2016. 7 мин. 18+