Кинорежиссер Бертран бродит по залам парижских музеев в поисках образа идеального монстра, который должен вдохновить его на новый фильм. Параллельно с этим он представляет свои работы в синематеке, дает интервью и пытается не замечать того, как у него на спине увеличивается красное пятно, напоминающее отпечаток руки. Сюрреалистичная фантазия Антуана Барро о том, как жизнь незаметно, но маниакально дублирует и продолжает искусство, перенимая и расширяя его образы — вплоть до самых ужасающих. В главной роли — знаменитый режиссер Бертран Бонелло, автор «Малышки зомби», играющий альтернативную версию самого себя.
С первых же минут закадровый голос, принадлежащий матери Бертрана (ее озвучивает легендарная Шарлотта Рэмплинг), переплетает искусство с сексом, рассказывая, как ее сын получил половое воспитание в музее. А его самого мы впервые застаем за разглядыванием статуи спящего обнаженного гермафродита: внимательные зрители сразу же считают тут отсылку к картине Бонелло «Тирезия» о трансгендерной женщине-прорицательнице. Персонаж во многом автобиографический, Бертран в исполнении Бонелло снимает интеллектуальное, наполненное различными аллюзиями кино и сам сочиняет для него музыку. Бонелло не только непринужденно и иронично сыграл сомневающегося и постепенно соскальзывающего в безумие режиссера, но и поставил фрагменты его фильмов, включенные в повествование.
В «Красной спине» изучение полотен Жоана Миро, Фрэнсиса Бэкона и Теодора Шассерио, фотографий Синди Шерман и Дианы Арбус перемежается повседневными эскападами и костюмированными секс-вечеринками. Подобно картине, выполненной в огромном количестве техник, которую в фильме сравнивают с монстром, «Красная спина» закручивает в свою воронку эстетскую сатиру и эротический хоррор, историю в жанре портрета художника и фетишистски синефильскую фантазию с отсылками к Хичкоку, Бунюэлю, Феллини. Страдающий синдромом Стендаля — головокружением и помутнением рассудка от чрезмерного контакта с искусством — Бертран теряет грань между реальностью, музейными работами и собственным творчеством, а сам фильм превращается в зыбкий лабиринт из двойников и подобий, зеркал и отражений, в котором соблазняющим взглядом и силой воздействия обладают все и вся, даже музейные экспонаты и картины.
Фильм демонстрируется на французском языке с русскими субтитрами.
«Красная спина»
Режиссер Антуан Барро
Франция, 2014. 127 мин. 18+