На примере отдельных зданий, спроектированных участниками таких архитектурно-художественных групп, как движение метаболизма и Общество «РОДЗЁ», историк архитектуры, куратор и комиссар японского павильона на 14-й Венецианской архитектурной биеннале (2014) Каёко Ота очертит социокультурный контекст тех исторических периодов, в которые жил или к которым обращался в своем творчестве Такаси Мураками.
Всемирную выставку «Экспо-70» в Осаке часто называют кульминацией послевоенного экономического роста в Японии. Но для молодых архитекторов того времени ситуация была сложнее. Они испытывали разочарование в «будущем», воплощением которого стала «Экспо-70». Требовалось переосмыслить западный «модернизм» применительно к японскому контексту. Крупнейшими архитекторами, заявившими о себе в этот момент и наметившими новые пути развития архитектурной практики и теории, стали Кадзуо Синохара и Арата Исодзаки. Первый считал отдельный дом особой художественной формой и в своих проектах добивался совершенной архитектурной красоты. Второй отказывался рассматривать отдельное здание как основной предмет усилий архитектора, настаивая на том, что архитектура должна работать с общими условиями городской среды. Диалектическое противостояние этих двух методов стимулировало деятельность архитекторов-новаторов — таких как Тоё Ито и Кадзуё Сэдзима. Однако великие землетрясения 1995 и 2011 года и сложная демографическая ситуация — явления, незнакомые периоду экономического роста, — побуждают архитекторов вновь переосмыслить свои задачи. Архитектура вступает в новую фазу отношений со своим контекстом и понимания своих целей.