Сезон откроется 23 мая концертом лондонского певца, композитора и продюсера Sampha. Один из самых загадочных молодых английских музыкантов Самфа Сисей (настоящее имя певца) проявил свой незаурядный талант как в сольных, так и в совместных работах: его теплый фактурный голос звучал в хитах Дрейка, Канье Уэста, Фрэнка Оушена, Бейонсе, Соланж, Лила Силвы, Джесси Уэйр, SBTRKT, FKA twigs.
В прошлом году Sampha выпустил долгожданный дебютный альбом Process. Его песни, исполненные сладости и горечи, от которых щемит сердце, на глаза наворачиваются слезы и которые при этом остаются в памяти как нечто светлое, очищающее душу, принесли пластинке престижную британскую награду Mercury Prize. На своих выступлениях певец и его то буквально взмывающий в небеса, то обрушивающийся на землю электронный соул переживают такие же яркие эмоции, вот почему билетов на концерты Sampha часто не достать.
13 июня пройдет первый в России концерт Ibeyi. Название группы в переводе с языка йоруба означает «близнецы», а также некое шестое чувство, которое позволяет близнецам думать, чувствовать и действовать синхронно. Сестры Наоми и Лиза-Каинде Диас, поющие в дуэте Ibeyi, действительно близнецы и дальние потомки представителей африканской народности йоруба. Сестры Диас родились в Париже в семье известного перкуссиониста Мигеля Диаса, игравшего в Buena Vista Social Club. От матери, певицы французско-венесуэльских кровей, Наоми и Лиза с детства слышали напевы йоруба, и это непривычное для европейского уха интонирование и «голос крови» стали определяющими для дуэта.
Африканские мотивы — лишь один из элементов музыки Ibeyi, где сходятся корневое и цифровое, древнее и современное, национальное и глобальное. На двух альбомах дуэта, спродюсированных владельцем знаменитого британского лейбла XL Recordings Ричардом Расселом, встречаются заторможенный хип-хоповый бит, латиноамериканская перкуссия, испаноязычный рэп, бибоповый саксофон, цитаты из дневников Фриды Кало и фрагмент феминистской речи Мишель Обамы. Но о чем бы ни пели 23-летние сестры Диас, все их вещи о том, что расовые и гендерные границы — искусственный конструкт и на самом деле все мы, в независимости от пола и происхождения, можем чувствовать и думать синхронно — как близнецы. 12 июня группа Ibeyi выступит на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге.
Третий концерт программы — выступление певца и автора песен Леона Бриджеса — состоится 9 июля. Трудно поверить, что техасскому музыканту нет и 30-ти — его дебютный альбом Coming Home (2015), звучит словно из ранних американских 1960-х: винтажные мелодии, вальяжный ритм, томные духовые, припорошенный пылью церковный орган, ду-воп-подпевки бэк-вокалистов и легкий голос певца, заставляющий вспомнить великих R’n’B- и соул-певцов прошлого, например Сэма Кука и Отиса Реддинга.
Сам Бриджес говорит, что в начале своей карьеры не знал о Сэме Куке и Отисе Реддинге. Стеснявшийся петь на публике детройтский подросток вырос на радийных поп-хитах 1990-х, а к ретростилю, заметном даже в его манере одеваться — брюки с завышенной талией и штиблеты по пятидесятнической моде, — тянулся интуитивно. Его песни, в которых мелькают знакомые каждому любителю черной музыки топонимы — Луизиана, Новый Орлеан и Миссисипи, и правда ни в коем случае не искусственные конструкты, они представляют хроники жизни певца и его семьи, а вместе с тем — историю большой части Америки. 8 июля, за день до московского концерта, певец выступит на острове Новая Голландия.
18 июля японский медиахудожник Рёдзи Икеда, хорошо известный поклонникам минималистской электроники, сыграет в Москве свой новый аудиовизуальный лайв-сет supercodex, основанный на альбоме supercodex (2013), выпущенном на немецком лейбле Raster-Noton, который доступен на сайте. До этого supercodex можно было услышать в Музее Метрополитен в Нью-Йорке и Центре Помпиду в Париже.
Рёдзи Икеда работает со звуком и светом. Его строгие грандиозные перформансы, в основе которых лежит глубокое знание математики и информатики, — публичные сеансы обработки больших данных и трансформации их в эффектные, гипнотизирующие массивы звука и черно-белого видео..
Начав с тихого эмбиента, Икеда постепенно наращивает объем, скорость и многообразие звуковой волны, незаметно дрейфуя от нойза и глитча к аскетичному танцевальному биту и обратно, одновременно переводя музыку на визуальный язык цифр, формул и синусоид. Загружая слух и зрение информацией, японский гуру создает рабочую модель цифрового мира — возможного будущего, в котором любой предмет, физическое явление и даже человеческую личность можно будет представить в виде циклопической базы данных, а ту — перекодировать в аудиовизуальное произведение и затем исполнить.
Лайв-сет предваряет открытие заключительной части проекта IAM (8 июня — 26 августа) — показ новой мультимедийной инсталляции Рёдзи Икеды code-verse, осуществленный совместно с Центром Помпиду в Париже.
Завершится сезон Mosaic Music 20 августа концертом Sevdaliza. Рожденная в Тегеране под именем Севда Ализаде, она с пяти лет жила в Нидерландах и даже успела поиграть за национальную сборную по баскетболу. Но ее электронный арт-поп — броский, яркий и экспериментальный — не отказывается от национальных корней. Ализаде находит в культуре Ирана, закрытой для европейцев после исламского реванша, сюжеты и истории, питающие ее творческий импульс.
Карьера Sevdaliza началась в 2014 году, а первый альбом, вышедший в 2017-м на собственном лейбле, принес певице сравнения с Бьорк и сделал ее любимицей передовых музыкальных изданий. Подходя к своим записям и выступлениям как к законченным мультимедиа-проектам, Sevdaliza эксплуатирует образ обольстительной одалиски, которая рассказывает под гипнотизирующий цифровой бит вовсе не одурманивающие сказки, а жесткие правдивые истории о современности и роли женщины в обществе.