Заключительное событие серии «Голос как стратегия» познакомит гостей с первыми сочинениями для голоса — интереснейшими, но редко исполняемыми работами Марселя Дюшана и Джона Кейджа.
Джон Кейдж говорил, что есть только один путь изучать музыку — изучать Дюшана. Наталия Пшеничникова, художественный руководитель театра голоса «Ла Гол», вдохновившись этой мыслью, создала уникальную программу, в центре которой — два сочинения Марселя Дюшана, вошедшие в его знаменитую «Зеленую коробку». Эксперименты Дюшана ознаменовали начало новой эпохи в истории культуры, повлияв на практики как художников, так и композиторов и исполнителей по всему миру.
Сама Наталия так описывает идею своей программы и материал, из которого она строится: «Первая работа Дюшана — Erratum Musical — это композиция для трех голосов, которая возникла в результате процесса организованных случайностей. Дюшан написал ее в 1913 году для себя и своих сестер Ивонны и Магдалены. Они в произвольном порядке доставали из шляпы 25 нот — от нижнего фа до фа второй октавы. Эти ноты были записаны в партитуру в соответствии с той последовательностью, в которой их доставали. Получившиеся три вокальные партии получили названия «Ивонна», «Магдалина», «Марсель». Слова, которые поются, взяты из словаря из обозначения слова imprimer: faire une empreinte; marquer des traits; une figure sur une surface; imprimer un scau sur cire (cделать отпечаток, обозначить линиями, слепить на поверхности, сделать оттиск на воске).
Позволяя случаю создавать мелодию, Дюшан запускает механизм создания звукового ландшафта или звуковой скульптуры, где сам музыкальный материал является отпечатком случайностей или ошибок/музыкальными о(т)печатками.
Второе сочинение Дюшана, предположительно также 1913 года, так и называется — «Музыкальные скульптуры». Оно интерпретируется посредством использования возможностей акустического движения звуков путем разнообразного движения их носителей — человеческих тел.
Программу дополняют несколько сочинений Джона Кейджа: № 67 и № 91(состоящие из 36 Мезостихов Ре и не Ре Марселя Дюшана), фрагменты из «Книги песен» и некоторые из «Мезостихов» на тексты Мерса Каннингема, представляющие собой буквенно-графическую партитуру».