Лекция Григория Кротенко «Импровизация в европейской классической музыке»

ОПИСАНИЕ

В ходе лекции музыкант и преподаватель московской консерватории Григорий Кротенко поговорит о принципах и законах импровизации, о границе между интерпретацией и произволом. А также раскроет, какие требования предъявляет современная исполнительская практика к «классическому музыканту», и  в каких случаях импровизация недопустима, а в каких обязательна.

На первый взгляд кажется, что в так называемой классической музыке нет места импровизации. Она навсегда запечатлена композитором в нотах, исполняется строго согласно его указаниям. Если уж есть что-то противоположное импровизации — это «классика». Такое представление распространено и среди профессиональных музыкантов. Артист современного симфонического оркестра не может ни одного звука издать «без нот».

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что ноты — это очень приблизительный способ записи музыки. Формально выполняя все требования партитуры, музыканты могут добиваться совершенно различных звуковых результатов. Даже академическая музыкальная культура во многом остается устной.

Под вывеской «классической музыки» выставлены очень разнородные звуковые явления. Это и послевоенный авангард ХХ века, и музыка барокко, и романтическая опера, и средневековая вокальная полифония. Современный музыкант должен быть информирован обо всех основных особенностях того или иного стиля, знать правила чтения конкретного текста, чтобы адекватно воспроизводить его звучание.

Каждый стиль, каждая эпоха, каждый жанр предполагают различную степень свободы по отношению к авторской записи. В некоторых современных сочинениях строго предписано каждое движение смычка, а в барочной музыке целые пласты оставлены на усмотрение исполнителей.

О ЛЕКТОРЕ

Григорий Кротенко — музыкант и преподаватель московской консерватории. Регулярно выступает как солист и в составе камерных ансамблей с ведущими отечественными и зарубежными исполнителями, играет на исторических разновидностях басовых струнных инструментов — виолоне, виоле да гамба, венском басе. Сотрудничает с европейскими ансамблями исторически информированного исполнительства: The Orchestra of the Age of Enlightenment, Le Concert Olympique. В 2011 году был приглашенным концертмейстером группы контрабасов Le Orchestre Revolutionnaire et Romantique под управлением сэра Джона Элиота Гардинера. Является одним из организаторов и активных участников музыкальной лаборатории театра «Школа драматического искусства», реконструирующей музыкальную среду 20-х годов XX века в СССР. Член правления Персимфанса — Первого симфонического ансамбля, оркестра без дирижера.

посещение

Вход свободный, по регистрации.

РЕГИСТРАЦИЯ