В первой части проекта IAM — «Лаборатория» — пространство «Лаба» станет площадкой для серии выставочных и образовательных экспериментов: в каждом «лабораторном отсеке» — «Фаблаб Москва», «Garage × Никоноле» и Screening / Let’s play — будет разворачиваться самостоятельное локальное исследование.
«Фаблаб Москва» — лаборатория цифрового производства НИТУ «МИСиС», московское представительство международной сети Fab Lab, основанной профессором Массачусетского технологического института Нилом Гершенфельдом, которое занимается 3D-печатью, сканированием и моделированием. В полностью оборудованной мастерской зрители смогут поэкспериментировать с возможностями 3D-печати. Помимо этого «Гараж» провел открытый конкурс для художников, которые хотели бы использовать эту технологию в своей работе, — например, для моделирования или производства прототипов для скульптурных объектов. Победители реализуют свои идеи вместе с наставниками «Фаблаб» НИТУ «МИСиС».
«Garage × Никоноле» — совместный проект Музея «Гараж» и российской медиахудожницы Елены Никоноле, который представит Музей как место, где непосредственно создается искусство, где преодолена физическая и символическая дистанция между мастерской художника и выставочным залом. На протяжении четырех недель Никоноле, для которой нейросеть является важным рабочим инструментом, сфокусирует свое внимание на различных звуках (от шумов до электроакустики, от классической музыки до голосов животных и птиц). При помощи iMac Pro — самого мощного компьютера Apple на сегодняшний день — она будет работать с нейросетью и обучать ее различным звукам, производя принципиально новые сигналы. Это исследование станет частью долгосрочного проекта художницы, посвященного изучению различных подходов к анализу и генерации звука с помощью нейросетей.
В «отсеке» Screening / Let’s play будут собраны видео и фильмы с ощутимым структурным сбоем — бессюжетные ленты с деформированным визуальным рядом, фильмы, измененные специальным кодом как фильтром, созданные нейросетью киноповествования с намеренно усложненным сюжетом, который никогда не становится линейным, и многое другое.
Вечерняя программа Let’s play будет посвящена такому феномену мира компьютерных игр, как игры, созданные дизайнерами, художниками или энтузиастами из багов, системных ошибок и других недочетов. Компьютерные игры до последнего оставались оплотом линейной логики, с четко определенными задачами, внятным противостоянием и т. п. Но в крайне подвижном и неустойчивом мире игровой процесс все чаще состоит из странных движений, неочевидных задач и непонятных выборов. Игровые сессии будут комментироваться стримерами, визуальными антропологами и искусствоведами.