Команда Музея «Гараж» и Международный фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival подготовили специальные программы для летнего кинотеатра Музея «Гараж» в Парке Горького.
В программе «Свобода движения» — фильмы о свободе, которую дает движение как танец и движение как субкультура. Ленты об эйсид-хаусе и итало-диско, снятые современными художниками по заказу арт-фонда Frieze для проекта «Второе лето любви», инклюзивный хореографический спектакль с участием танцоров с инвалидностью и зарисовка из жизни рэп-группировки в китайском мегаполисе, где хип-хоп фактически под запретом, объединяет стремление рассмотреть музыку и ритм через призму искусства и политики, а также свобода формы: каждая работа — любопытный эксперимент, расширяющий границы документалистики.
В центре программы фильм Everybody in the Place — постмодернистская лекция о феномене эйсид-хауса, прочитанная Джереми Деллером, британским художником и куратором, лауреатом премии Тернера, в 2013 году представлявшим Великобританию на Венецианской биеннале. У фильма, название которого позаимствовано из песни The Prodigy, есть подзаголовок — «Неполная история Британии: 1984–1992». Свой рассказ об эйсид-хаусе Деллер оформил как часовую лекцию, которую он лично читает перед старшеклассниками обычной английской школы. Появление и расцвет подпольных рейвов интересуют Деллера не сами по себе, но в контексте социальных катаклизмов времен премьерства Маргарет Тэтчер. Он не анализирует «кислотную моду» эпохи и не перечисляет знаковые треки, но показывает съемки шахтерских забастовок, сравнивает первые хаус-клубы с церковными общинами, апеллирует к марксистской теории, транслируя очевидную, но важную мысль: все, что мы делаем (и поход на рейв не исключение), — это политика.
Еще один фильм программы — «Искусственные предметы», посвященный пластике и эмоциональности нестандартного тела, — атмосферный танцевальный эксперимент от британки Люси Беннетт, одной из инноваторов современного танца. Она занимается инклюзивной хореографией. На полчаса пространство заброшенного супермаркета становится сценой: участники поддерживают друг друга в танце с ни на что не похожей энергией и динамикой. Режиссер Софи Файнс, член артистической семьи Файнсов и постоянная помощница Питера Гринуэя, снимает труппу Люси Беннетт чутко и с неочевидных ракурсов, чтобы показать в движении тела и отношения, которые мы прежде не видели ни на сцене, ни на экране. Действуя с той же деликатностью и эмпатией, с какой Вим Вендерс следил за учениками Пины Бауш, режиссер доказывает, что инклюзивность — это в первую очередь готовность приблизиться к непривычному и свобода от предрассудков.
Также в «Гараже» пройдут показы кураторской программы fashion-эксперта и журналиста Кати Федоровой «По ту сторону праздника». Фильмы из этой программы покажут, что скрывается за ослепительным блеском модных показов и декадентских вечеринок и как слава и признание разрушают тех, кто мечтал их обрести. В программе: «Холстон» — взлет и падение империи американского дизайнера Роя Холстона, первого, кто выпустил на подиум селебрити вместо моделей, превратил показы в настоящие шоу и начал делать коллаборации с масс-маркетом; Celebration — кухня модного дома Yves Saint Laurent на излете жизни его основателя — без купюр и прикрас; «Студия 54» — правдивая история легендарного нью-йоркского клуба, рассказанная его основателем. Также зрителей ждут дискуссии с профессионалами индустрии, которые расскажут, что изменилось в ней за последние годы.