В программе «Свобода движения» — фильмы о свободе, которую дает движение как танец и движение как субкультура. Ленты об эйсид-хаусе и итало-диско, снятые современными художниками по заказу арт-фонда Frieze для проекта «Второе лето любви», инклюзивный хореографический спектакль с участием танцоров с инвалидностью и зарисовка из жизни рэп-группировки в китайском мегаполисе, где хип-хоп фактически под запретом, объединяет стремление рассмотреть музыку и ритм через призму искусства и политики, а также свобода формы: каждая работа — любопытный эксперимент, расширяющий границы документалистики.
«Далекая планета. Шесть глав Симоны»
Ностальгическая фантасмагория на тему наследия итало-диско.
Популярность жанра итало-диско с его приторным синтезаторным звуком и гибкими красотками в блестящих леггинсах была мимолетной, да и сам он — миражом, обманкой, фальшивкой. Продюсеры набирали исполнителей из моделей, а те, придумав себе заграничную биографию, пели и раздавали интервью на плохом английском. И все же эта глуповатая мишура отразила что-то важное для времени: и безудержную тягу к красивой жизни после тяжелых для Италии 1970-х, и наивные мечты о прекрасном будущем с летающими автомобилями, которое вот-вот наступит.
По крайней мере именно это сумел разглядеть в итало-диско художник и режиссер Джош Блааберг, посвятивший ему короткометражный фильм из серии «Второе лето любви». Блааберг засылает трех постаревших звезд жанра, среди которых певица Симона Дзанини, в причудливый лабиринт архивных кадров и постановочных сцен, реальных воспоминаний и глянцевых фантазий. Фонтаны кампари, которые по указу президента Италии скоро появятся на всех площадях страны, старые клипы с дешевыми компьютерными спецэффектами, восхождение на Этну в компании робота — странное, эффектное, китчевое кино, в которое вплетены размышления о детстве, несбывшихся надеждах и жизни, эфемерной, как успех нового итало-хита.
Далекая планета. Шесть глав Симоны
Режиссер Джош Блааберг
Великобритания, 2018. 29 мин. 18+
«Искусственные предметы»
Атмосферный танцевальный эксперимент, посвященный пластике и эмоциональности нестандартного тела.
Британка Люси Беннетт, одна из инноваторов современного танца, занимается инклюзивной хореографией. Эмоционально заряженные постановки ее труппы Stopgap — не спектакли в привычном смысле слова. Артисты экспериментируют с танцевальными канонами и уникальностью собственного тела, демонстрируя, что нестандартные физические характеристики — это не ограничение, а ресурс.
Хореографический перформанс «Искусственные предметы» представляют пять артистов, и в их числе мужчина с синдромом Дауна, женщина с инвалидностью и танцор без ног. На полчаса пространство заброшенного супермаркета становится сценой: участники поддерживают друг друга в танце с ни на что не похожей энергией и динамикой. Режиссер Софи Файнс, из артистической семьи Файнсов и постоянная помощница Питера Гринуэя, снимает труппу Люси Беннетт чутко и с неочевидных ракурсов, чтобы показать в движении тела и отношения, которые мы прежде не видели ни на сцене, ни на экране. Действуя с той же деликатностью и эмпатией, с какой Вим Вендерс следил за учениками Пины Бауш, режиссер доказывает, что инклюзивность — это в первую очередь готовность приблизиться к непривычному и свобода от предрассудков.
«Искусственные предметы»
Режиссер Софи Файнс
Великобритания, 2018. 25 мин. 18+
«Трэп в плену города тысячи гор»
Приключения рэперов в тоталитарном государстве будущего.
Взрывная популярность хип-хопа в Китае не осталась незамеченной государством. Коммунистическая партия выпустила свод указов, которые заставили рэперов уйти в подполье. Никто не понимает, что именно запрещено, но в этом и заключается хитрость: в культурной среде, где законы обозначены смутно, но строго соблюдаются, цветет самоцензура. Многие рэперы от греха подальше прекратили заниматься творчеством.
23-минутный фильм голландского режиссера Дэвида Вербеека рассказывает о рэп-группировке из Чунцина — одного из крупнейших мегаполисов мира, футуристическом городе, опутанном десятками тысяч камер наблюдения. Lil Ya, Master Da и Ghostism не могут устраивать концерты, но они читают рэп, снимают клипы, посещают нелегальные вечеринки, делают татуировки и рассуждают о том, как оказались заперты в «горном городе», некогда вдохновлявшем поэтов. Все, что связано с хип-хоп-культурой, здесь происходит ночью, а днем на передний план выходит оруэлловская реальность с благозвучными слоганами вроде «Пойдем дорогой экоцивилизации, основанной на производстве и процветании». Этот контраст пугает, но режиссер, как и его герои, хочет быть оптимистом: в Китае нет свободы, но хип-хоп может изменить игру.
Трэп в плену города тысячи гор
Режиссер Дэвид Вербеек
Нидерланды, Китай, 2018. 23 мин. 18+