Магическая драма Наоми Кавасе об исцелении от скорби.
Молодая японка Матико устраивается на работу в дом престарелых. Одним из ее подопечных становится своенравный и непредсказуемый Сигэки. 33 года назад он потерял жену, и теперь каждый его день наполнен тоской по ушедшей возлюбленной. Прошлое Матико также таит в себе следы болезненной утраты. Череда нелепых событий заведет их в лес, путешествие по которому окажется путем к исцелению.
Премьера «Траурного леса» прошла в Наре, префектуре Японии, где Кавасе живет всю свою жизнь и где проходили съемки картины. В том же году фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля, а о режиссерке заговорили как о представительнице новых классиков японского кино, ставя ее произведения в одну линию с работами Такэси Китано и Такаси Миикэ.
Наоми Кавасе начинала как документалистка, и черты ее ранних работ прослеживаются в «Траурном лесу»: к работе над фильмом она привлекла непрофессиональных актеров, а стиль съемки повторяет приемы, свойственные неигровому жанру. Наблюдая за людьми, камера оператора Хидэё Накано превращается в инструмент скрупулезного документалиста, который, скрываясь, неустанно преследует своего героя. Иначе камера проявляет себя во взгляде на природу. Оглядывая монументальный ландшафт и многослойный лесной массив, она возвеличивает увиденное, иногда почтенно отдаляясь. В одной из сцен смеющаяся Матико пытается догнать Сигэки, который, играя с ней, скрывается в лабиринте из растений. Неподвижной камере, позволяющей разглядеть лишь участок этого импровизированного игрового поля, нет дела до героев, они кажутся суетливыми и незначительными в пространстве, где главная роль отдана природе.
Боль утраты, объединившая двух героев, изображена Кавасе как непрерывная борьба — тайная у Матико и явная, почти что художественно перформативная, у Сигэки. Процесс исцеления она превращает в подобие обряда, который девушка и старик проходят вместе. Имитируя поверхностное захоронение и засыпая там, они перерождаются, оставляя свою острую боль в земле. Эта обрядовость присутствует в ее наиболее известной документальной картине «Небо, ветер, огонь, вода, земля», которую она сняла за 6 лет до «Траурного леса». Героиней является сама Наоми, пытающаяся установить связь с умершим отцом, которого она почти не знала. Она изобретает ритуал — набивает на спине копию татуировки своего отца и бесстрашно демонстрирует ее зрителю, превращая связь с родителем в почти что физический факт.
Фильм демонстрируется на японском языке с русскими субтитрами.
После показа состоится обсуждение фильма с медиатором Музея «Гараж», во время которого зрители могут обменяться мнениями и идеями об увиденном. Беседа будет строиться как диалог на равных, где важны впечатления и мысли каждого участника. Медиатор будет бережно направлять и модерировать разговор. Продолжительность встречи один час. Участие бесплатное.
«Траурный лес»
Режиссерка Наоми Кавасе
Япония, 2007. 97 мин.
18+