Аскетичная криминальная драма Дарежана Омирбаева о безысходности. Фильм казахского продолжателя линии Робера Брессона получил главный приз в секции «Особый взгляд» 51-го Каннского кинофестиваля.
Недавно вернувшийся из армии Марат работает водителем у профессора математики, начальника научно-исследовательского центра в Алма-Аты. У Марата молодая семья и новорожденный сын. Внезапно Марат становится виновником незначительной аварии и должен выплатить большую сумму владельцу помятого «Мерседеса»; профессор кончает c собой, Марат остается безработным; новорожденный сын нуждается в срочном лечении. Занять денег не у кого, и Марату приходится связаться с мафией. За набежавшие проценты кредиторы просят Марата убить человека.
В «Киллере», как и в поставленной несколькими годами ранее работе «Кайрат», Дарежан Омирбаев продолжает исследовать реалии городской жизни в Казахстане конца 1990-х. Столовая, бар, радиостанция, автомастерская, квартира быстро разбогатевших бандитов и полупустое жилье молодых родителей. Сдержанность и тусклость визуальной эстетики Дарежана Омирбаева объединяет пространства каждодневной жизни горожан и делает их словно бы плоскими и условными. Узбекский поэт и прозаик Шамшад Абдуллаев в эссе о ранних работах Омирбаева называл этот эффект «сакрализацией обыденного», а свойственный фильму медитативный ритм — «ожиданием события, которое бесконечно оттягивается».
«Киллер»
Режиссер Дарежан Омирбаев
Казахстан, Франция, 1998. 75 мин.
16+