Культура как высшее достижение человеческой деятельности и одновременно символ неизбежности смерти и разрушения — в новом фильме Николауса Гейрхальтера, снятом без единого человека в кадре.
Австрийский режиссер, продюсер и сценарист Николаус Гейрхальтер — автор полутора десятков документальных фильмов, среди которых отмеченные наградами «Припять» (1999) — о людях, оставшихся жить в Чернобыле после катастрофы, и «Хлеб наш насущный» (2005), разоблачающий современные технологии производства еды.
Homo Sapiens (2016), съемки которого проходили в Америке, Японии, Болгарии и Аргентине, сделан в узнаваемой беспристрастной манере режиссера: в длинных статичных планах запечатлены заброшенные архитектурные и природные пространства, среди которых бывший аэропорт, полуразрушенный храм и поросшие травой железнодорожные пути. В сопровождении естественных и специально наложенных шумов, напоминающих о звуках работающего принтера или компьютера, эти свидетельства человеческой деятельности выглядят одновременно драматично и поэтично, создавая красноречивый образ культуры и, опосредованно, ее творца — человека разумного.
Homo Sapiens
Режиссер Николаус Гейрхальтер. Швейцария, Австрия, Германия, 2016.
94 мин.