Фантасмагория о киносъемках на берегу высохшего Аральского моря и киномеханике по прозвищу Феллини. Фильм Назима Аббасова получил главный приз на Международном кинофестивале в Инсбруке в 2002 году.
Аральское море сохнет и уходит от берегов рыбацкого поселка в Каракалпакстане на западе Узбекистана. Люди беднеют и разъезжаются, местный кинотеатр пустеет. Его вот-вот должны закрыть, но киномеханик, страстно преданный искусству, готов показывать фильмы бесплатно, лишь бы были зрители. После неудачного разговора с начальством о судьбе кинотеатра киномеханик замечает на базаре знаменитого режиссера и его съемочную группу. Он приглашает их в поселок — смотреть и обсуждать кино. Режиссер заинтригован личностью киномеханика, которого местные прозвали «Феллини», и предлагает ему роль. Базар, площадь перед советским домом культуры, пустыня на месте высохшего Аральского моря с останками гигантских кораблей — все превращается в съемочную площадку для причудливого фильма.
«Феллини» начинается с эпиграфа из суфийской поэзии: «Даже если поэт ходит по земле, его голова касается небес». И буквально в первом кадре Аббасов воплощает этот образ — гиганта, стоящего между небом и землей. Интерес к суфизму формирует особенную чувствительность режиссера Назима Аббасова к единству и равенству всех живых существ и сущностей, замечает исследовательница Мадина Тлостанова. В «Феллини» эта чувствительность воплощается в разнообразии персонажей: жители рыбацкого села в традиционной одежде, киношники в светских нарядах, актеры в исторических костюмах смешиваются в толпу на фоне иссиня-желтой пустыни Каракалпакстан: частью этой толпы становятся рыбы (живые существа) и джинны (сущности).
Фильм демонстрируется на узбекском и русском языках с русскими субтитрами.
«Феллини»
Режиссер Назим Аббасов
Узбекистан, 1999. 80 мин.
18+