Коллапс 14-летнего брака и веха в американском независимом кино. Фильм будет показан с 35-мм пленки из коллекции Госфильмофонда России.
Несчастные в браке, но мучительно привязанные друг к другу супруги — бизнесмен Ричард и домохозяйка Мария — заводят связи на стороне с людьми моложе (он — с проституткой Дженни, она — с плейбоем Четом), но все равно не могут расстаться. Четвертый полнометражный — и первый за десять лет независимый — фильм Джона Кассаветиса о любовном четырехугольнике между поколением Синатры и потерянной молодежью 1960-х принес режиссеру номинацию на «Оскар» за лучший сценарий и закрепил за ним статус одного из самых оригинальных голосов в американском кинематографе.
Карьера Кассаветиса всегда балансировала между студийными актерскими и личными режиссерскими проектами. Воспользовавшись гонорарами, полученными за исполнение ролей в пяти голливудских картинах, таких как «Грязная дюжина» (1967) и «Ребенок Розмари» (1968), Кассаветис впервые после революционных «Теней» (1958) сумел обеспечить себе полную режиссерскую свободу. «Лица» снимались на протяжении полугода в 1965-м — преимущественно в доме самого Кассаветиса в Лос-Анджелесе, — а в течение следующих трех лет режиссер занимался монтажом. Оригинальная версия фильма длилась шесть часов и теперь доступна лишь в виде сценария; для премьерного показа в Торонто Кассаветис урезал ее до трех часов, а длина прокатной версии фильма составляет 130 минут.
Несмотря на то, что внешний облик подчеркнуто неряшливого черно-белого фильма, снятого на 16-мм пленку, явно вдохновлен французской новой волной, Кассаветис, в отличие от Годара или Трюффо, искал вдохновение не в кинотеории и не в философии. (Если в его картинах и упоминаются модные режиссеры, то только ради колкостей: «— Тут сегодня неподалеку показывают фильм Бергмана. — Что-то я не в настроении для депрессии».) Как утверждает один из главных исследователей кинематографа Кассаветиса Рэй Карни, корни его фильмов лежат в американском течении прагматизма — а следовательно, в действии в противоположность мысли. Интеллектуальным упражнениям Кассаветис предпочитает маниакальную энергию, которой бурлят его несимпатичные, но глубоко эмпатические фильмы.
Будучи актером сам и настаивая на искоренении штампов, связанных с американской школой метода, Кассаветис искал в актерах — и в первую очередь в активном взаимодействии между ними — малоприятные, сложнопереносимые, а иногда и откровенно уродливые чувства. Как можно догадаться по названию, в «Лицах» камера «врезается» в актеров, которых она снимает — в оспины Джона Марли, в заплаканное лицо Джины Роулендс, — и это не просто неуважение, а оскорбление голливудских условностей. Вопреки стереотипам и легендам, сложившимся вокруг съемочного процесса этого фильма, его сценарий был тщательно прописан, хотя Кассаветис и оставлял место для импровизации.
Шероховатый, зябкий и упоительный фильм принес Джону Марли Кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля, постоянному соавтору Кассаветиса Сеймуру Касселу — награду Национального сообщества кинокритиков США, а Линн Карлин — бывшей секретарше, для которой эта роль стала дебютом в кино, — номинацию на «Оскар». Кроме того, «Лица» обозначили новое сотрудничество Кассаветиса со своей женой, легендарной актрисой Джиной Роулендс, появившейся в восьми его картинах. Создание Кассаветисом пространства для эксперимента и его утверждение, что фильм является результатом работы коллектива людей, а не одного лишь режиссера-автора (вплоть до отказа объяснять своим актерам мотивации их персонажей), как никогда актуальны и продолжают оказывать влияние на кинематографистов будущего.
Фильм демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами.
«Лица»
Режиссер Джон Кассаветис
США, 1968. 130 мин. 18+