История о взгляде и изоляции: мальчик из казахского аула попадает в санаторий, где все говорят не на его языке. Фильм Дарежана Омирбаева из конкурсной программы 52-го Венецианского кинофестиваля.
Двенадцатилетний Жасулан живет с родителями в степи, но когда у него начинает болеть сердце, мать отвозит мальчика в санаторий под Алма-Атой. В санатории большинство детей — городские и говорят на русском. Жасулан же не знает языка, поэтому почти вся коммуникация с окружающими сводится к наблюдению и действию. В санатории есть мальчишки, которые жестоко подшучивают над Жасуланом. Попутно Жасулан переживает взросление: он влюбился в медсестру, хочет быть рядом с ней и соперничать со взрослым ухажером. Разрешение конфликтов подросток видит во снах.
Сны — один из сквозных мотивов в фильмах Омирбаева. Режиссер называет сны ключом, который помогает попасть во внутренний мир человека. Во сне Жасулан снова оказывается в бескрайней степи, а не в спрятанном в горах санатории; видится с мамой; умеет говорить на языке, на котором говорит его новое окружение. Темы изоляции, связанной с внутренней миграцией (деревня и город), и языкового барьера (казахский и русский) выходят за пределы социальной проблематики. Они становятся отправной точкой для размышлений об одиночестве и взгляде (первоначально Омирбаев хотел назвать фильм «Вуайерист»). Что именно мы видим, когда внимательно вглядываемся в окружающий мир? Как длительность вглядывания меняет наше отношение к объектам?
Фильм демонстрируется на русском и казахском языках c русскими субтитрами.
«Кардиограмма»
Режиссер Дарежан Омирбаев
Казахстан, 1995. 76 мин.
12+