Документальные фильмы об убывающих мирах Центральной Азии, снятые женщинами.
«Арал. Рыбалка в невидимом море» (2004) — первый полнометражный фильм художницы и кинематографистки из Ташкента Саодат Исмаиловой. Аральское море — бывшее бессточное озеро длинной в сотни километров на границе Узбекистана и Казахстана. С 1960-х годов из-за активной ирригации Арал стал стремительно мелеть, а вода в нем засаливаться. Высыхание озера спровоцировало крупнейшую экологическую катастрофу, затронувшую людей и животных: сейчас большую часть Аральского моря занимает пустыня. Документальный фильм Саодат Исмаиловой рассказывает о трех поколениях рыбаков и выживании в условиях постепенно ухудшающейся экологической ситуации.
«Ритмы утраченного времени» (2021) — документальный фильм Анисы Сабири, писательницы и режиссерки из Душанбе. Фильм посвящен ритуальным музыкальным обрядам Таджикистана, в поисках которых режиссерка отправляется в отдаленные районы страны — провинцию Бадахшан на границе с Афганистаном и северные районы Зарафшана и Ферганы на севере Таджикистана. В ходе этого путешествия раскрывается история адаптации культуры к политическим условиям через музыку, в ритмах которой звучат многовековые строки из Хафиза, Джами и Руми с наслоениями исламских и зороастрийских традиций.
Общее в этих работах — внимание к практикам и формам знания, которые пережили религиозные и политические трансформации в Центральной Азии. Через исследование сохранившихся верований, ритуалов и традиций Саодат Исмаилова и Аниса Сабири задаются вопросами о настоящем региона и собственной идентичности.
«Арал. Рыбалка в невидимом море»
Режиссеры Саодат Исмаилова, Карлос Касас
Узбекистан, Италия, 2004. 52 мин.
«Ритмы утраченного времени»
Режиссерка Аниса Сабири
Таджикистан, 2021. 45 мин.
16+