Искусство эпохи модернизма и модернисткое искусствознание в целом разделяли онтологически и эпистемологически ошибочную картину мира, в которой человечеству и гуманитарным наукам отведена роль независимых творцов истории, а тот факт, что человеческая культура, отношения и экономика пронизаны различными биофизическими процессами, тщательно сокрыт.
Предельные возможности планеты, ее критические точки и цепи обратной связи все более безжалостно проявляют себя в событиях общемирового масштаба, оказывая глубинное воздействие и на то, как рассказывается история (искусства) и курируются выставки в паутине жизни. Новые дисциплины — такие как природоохранное право, политическая экология, экологическая экономика — вскрывают существующий разрыв между деятельностью человека и системами Земли. Что же изменится, если художники, кураторы, выставки и музеи начнут совместное движение к новым форматам и построению общих — взамен соседствующих, параллельных — перспектив? Какие вопросы могли бы решать кураторская экология, экологическое искусствознание, внедрение социоприродных процессов в самоидентификацию институций и подобные дисциплины?
Апеллируя к мир-системному подходу и открытиям микроистории, Макс Эндрюс и Мариана Канепа Луна представят ряд кураторских и художественных практик, исследующих вышеупомянутые проблемы, опираясь на понятия «неудобных объектов» и «нечестных исследований», имеющих ключевое значение для их совместных выставочных проектов: Greenwashing. Environment: Perils, Promises and Perplexities (2008), 4.543 billion. The matter of matter (2017–2018) и некоторых других.
Лекция организована при поддержке компании СИБУР.