Мария Пискунова (род. 1995, Орск)
Учусь в Школе дизайна НИУ ВШЭ на направлении «Анимация». Снимаю авторские анимационные фильмы. Интересуюсь преподаванием, особенно творческих дисциплин, способами взаимодействия с аудиторией. В 2019 году приняла участие в работе «Арт-эксперимента» в Музее «Гараж» в качестве модератора.


8.03.19 ПТ

Самым запоминающимся оказался диалог с девушкой в «Кафе “На лестнице”». Рассуждали о том, какой бэкграунд необходим художнику. Что важнее: погруженность в художественный контекст или наличие уникального жизненного опыта и знаний из других областей. Однозначного ответа мы, конечно, не нашли. Но поговорили о возможных комбинациях знаний и опыта, вспоминали примеры из жизни.

Несколько раз посетители, подходя к «Кафе “На лестнице”», спрашивали о цене чашек: хотели приобрести :) Взяла этот случай на заметку, чтобы при возможности развить эту тему с гостями выставки. Что посетитель может ждать от музея: развлечений, материальных приобретений, духовного обогащения?.. Что, в свою очередь, предлагает музей и какие подходы поощряет?

9.03.19 СБ

На выставке в этот день было очень много людей. Думаю, что я распылялась, поэтому ни одного захватывающего диалога не вышло. Запомнила только рассказ одной женщины о том, как в детстве она шила одежду для кукол. И в этом кукольном гардеробе была даже шуба и лыжный костюм. Эту беседу мы вели во время изготовления куколок на инсталляции Линды Вигдорчик «Шкаф для переводов».

12.03.19 ВТ

В этот день посетители поделились как минимум двумя поразительными интерпретациями проекта Каролине Х. Ларсен. Первая: комок лент в центре помещения — это центр Москвы, к этому центру из периферии стягиваются ленты, будто автомобильные дороги в пробочное утро. Вторая: инсталляция с лентами — это метафора, визуализация связей между людьми; одна лента — один человек; они пересекаются, переплетаются и расходятся, совсем как в жизни.

Во время дискуссии о вовлеченности аудитории в жизнь музея один парень очень остроумно заметил, что высшей степенью вовлеченности посетителя стала бы необходимость мыть за собой чашку после разговора в «Кафе “На лестнице”».

14.03.19 ЧТ

В этот день у меня случился чудесный разговор с посетительницей. Мы стояли под инсталляцией Каролине и выдумывали неожиданные интерпретации для «Коллективных нитей». Вдруг у моей собеседницы зазвенел телефон. Она тут же объяснила мне, что это не входящий вызов, а будильник. Дело в том, что она решила практиковать осознанность и для этого выставила сигналы на каждый час. Эта практика должна помочь регулярно задумываться о своем местонахождении, занятии и чувствах. И вдруг девушка расцвела в улыбке и сказала, как сильно рада, что этот сигнал застал ее на нашей гостеприимной выставке за обсуждением искусства и заставил полюбоваться этим моментом. Для меня такое признание много значило, я почувствовала значимость нашей работы :)

Эта же посетительница поделилась очень красивой интерпретацией «Коллективных нитей». Ленты — это нейронные связи головного мозга. И внутри инсталляции, как и в мозгу, находится масса обрывков мыслей, желаний, обещаний, многие из которых даже не принадлежат нам.

16.03.19 СБ

Этот день был богат на находки!

Долгий и захватывающий разговор состоялся с супружеской парой. После того как мы вкратце обсудили концепцию и значение выставки, я подробнее остановилась на проекте Линды и попросила мужчину и женщину вспомнить, в какие игры играли в детстве они. Оказалось, что их детство пришлось на 50-е и 60-е годы. Они с воодушевлением начали вспоминать и рассказывать правила давно любимых игр. Потом слов стало недостаточно и потребовались иллюстрации!

Взяв в руки ручку, мужчина изобразил, как именно раньше делали самокаты из подшипников и досок. А также визуализировал игру «Чижик» (на картинке справа).

ЧИЖИК. На кирпич кладется доска. На опущенный конец доски — 12 палочек. Ведущий ударяет по поднятой стороне доски, так что палочки, лежавшие на противоположной стороне, взлетают. Задача игроков: поймать палочку в полете. Эту игру можно использовать и как самостоятельную, и как способ найти ведущего для другой игры.

Женщина изобразила поле для игры в классики и рассказала о тонкостях правил. Например, что весь путь по полю надо преодолеть на одной ноге, передвигая ей же камушек из клетки в клетку. Причем отбросить камушек нужно с одной попытки, не наступая на черту. Кстати, если чертить классики на земле, то заступ будет легко обнаружить: линия в этом месте сотрется. А отдых на полпути предназначен для малышей, причем пять лет — уже не малыш.

Мои собеседники перебивали друг друга в азарте рассказа и стремились вспомнить как можно больше деталей и нюансов. Я думаю, им было приятно поделиться этими знаниями и воспоминаниями о детстве. А я с удовольствием слушала и запоминала, чтобы передать кому-то еще :)

Еще один интересный разговор получился с двумя посетительницами. Мы подробно останавливались на каждом из проектов, и это было действительно захватывающее и взаимообогащающее общение. Сначала мы обсуждали возможную связь проекта Каролины с традициями северных народов: там люди общаются с духами, привязывая ленты к деревьям. Мы пришли к тому, что материальное воплощение очень разных концепций может быть схожим. При этом фантазия и способность мыслить ассоциациями позволяют находить неожиданные интерпретации и значения.

Разговор в «Кафе» мы завели об эмодзи. Вспоминали примеры из жизни, когда смайлики могут раздражать или помогать. Посетительница сравнила современные эмодзи с древнеегипетской письменностью. И мы заключили, что смайлы — это просто часть культуры, которую невозможно отрицать.