Мария Мозговая (род. 1998, Москва)
В этом году я заканчиваю BA (Hons) Fine Art в Британской высшей школе дизайна. В «Гараже» я уже около двух лет взаимодействую с отделом просвещения. Занятия искусством совмещаю с преподавательской деятельностью: читаю лекции и провожу мастер-классы. В своих художественных работах изучаю культурные и физические аспекты одежды, вовлекая публику в процесс.


Хотя весь проект направлен на построение горизонтальных отношений в пространстве музея, роль модераторов все еще имеет сильное, если не решающее влияние на восприятие работ посетителями. Не раз я экспериментировала с манерой подачи информации о происходящем на территории «Бюро переводов», и каждый было заметно, в какую сторону развивается мысль посетителя. В зависимости от того, с какой очередностью я рассказывала о проектах, менялась и общая картина происходящего. Модераторы являются связующим звеном между художником и посетителем. Такой распорядок наделяет каждого из нас определенной властью и ответственностью. Мы высаживаем зернышки в сознании людей и пытаемся вместе вырастить их в процессе диалога. И очень важно правильно выбрать «воду» и «удобрения», чтобы опыт присутствия на территории «Бюро Переводов» был полезен для всех.

Каждый раз моя личная симпатия к некоторым проектам передавалась посетителям. Малейшая эмоциональная окраска с моей стороны — улыбнулась ли я во время рассказа, дала чуть больше информации — и моментально фокус внимания человека заостряется на определенных деталях работ.

Очень интересно наблюдать за людьми, которые первое время бродят по «Бюро» самостоятельно, когда у модераторов нет возможности подойти и начать рассказывать о проекте в целом. Когда я занята на любой из точек, я всегда краем глаза слежу за тем, что делают самостоятельные посетители. Иногда издалека видно, что некоторые удерживают себя от малейшего физического контакта с любым предметом на территории. Несколько раз у меня были ситуации, когда люди, заинтересовавшиеся проектом о Насреддине, подходили ко мне, в «Кафе “На лестнице”», и спрашивали, обсуждаем ли мы тут расизм тоже. И они же сделали предположение, что ленты, это часть какой-то мексиканского или индийского празднества. Поняв суть одной работы, люди простраивали связи с остальными проектами, и эти «фильтры» очень часто были очень неожиданными. Некоторые, посетители сразу бежали кидать ленты и что-то мастерить, потому что видели людей за столами и просто присоединялись к ним. Вот этот процесс немого понимания происходящего для меня выглядит самым простым и магическим элементом этого проекта.

Я всегда очень приятно удивляюсь, как сильно люди любят взаимодействовать с незнакомцами!