Ирина Павловичева (род. 1998, Ульяновск)
Я студентка Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и изучаю всеобщую историю искусств на историческом факультете. Основной интерес для меня представляет искусство античности, в особенности формы его экспонирования и презентации обществу. «Гараж» стал важнейшей платформой для моего исследования, позволяющего понять, применимы ли современные типы экспонирования в ином контексте и можно ли их соотносить с тем, как показывают классическое искусство.


Первые впечатления от проекта

В первый день было проблематично найти тонкую грань между «не навязаться» и «не вести экскурсию», кажется, сейчас это уже удалось. Но подходы (в прямом и переносном значении) приходится менять почти каждый раз. Ленты закончились — катализатором становится уже другое.

Красочное пространство всех и удивляет, и порой отталкивает, видимо, сначала напоминает игровую зону с разрозненными площадками. Именно поэтому «Кафе на лестнице» является идеальным, на мой взгляд, местом, где все происходящее можно наиболее интересно-полезно интерпретировать.

Упоминание музея посетителями

«Мне нравится «Гараж» тем, что здесь на меня не посмотрят не так, я могу приходить на одну и ту же выставку по 5 раз просто для того, чтобы наблюдать за людьми. Кстати, почему нас не пускают на Пепперштейна?!» (17 лет).

Диалог: модератор рассказывает о «Бюро переводов» у входа в пространство. Посетитель: «Вот за что я люблю “Гараж”!» — и несется к лентам.

«“Гараж” проводит благотворительные акции?» (реакция на видеоряд Екатерины Муромцевой).

Множественные восторженные комментарии с оттенком «раньше такого не было».

Дополнения (реальные и иронические)

«Эх, сюда бы Шишкина между лент, было бы замечательно» (посетительница старшего поколения).

Выяснилось, что многие были «За» увидеть классическое искусство (классическое, конечно, разнилось, но) в диалоге с современным.

Посетители прочли пожелания-надписи («ищу друга» или «долой феминизм» и пр.) на лентах и сказали, что, наверное, тут участвовать не хотят… После небольшого разговора выяснилось, что молодая пара не пропустила ни одной выставки «Гаража». Может быть, это стало отвлекать.

Появилась идея вести репортажи за чашкой чая, сняв промо-ролик для ютуба.

Эмоции

6 марта из разговора с бразильцем:

«О спасибо, эти ленты заставили меня себя чувствовать как дома, мой любимый карнавал».

Посетитель снял обувь за разговором с чаем. Первое посещение музея: «Увидел здание, говорят, музей».

Двухгодовалый малышок бегает между лент, еле выговаривая «красиво-красиво-красиво».

Удивительно, когда за одним столом собирались от мала до велика, наверное, именно в эти моменты ощущалась та связь поколений — даже не связанных. Музей становился не местом, где «какая-то бабушка» просит не трогать тебя стены, а местом, где она делится со школьниками своими эмоциями, где обсуждают Пепперштейна. Для меня определенно разрушились какие-то стереотипы о «необщительности» наших граждан.

Идеи во время диалогов за чаем

Сложность современного музея заключается в том, что людям достаточно сложно донести, что так или иначе современное искусство — плод всеобщей истории искусств (диалог о первобытном искусстве), то, что эмоциональная составляющая — одно из самых важных. То, что люди не понимают, ради чего приходят в музей, зачем стоят в очередях (приведен пример с выставки Фриды Кало и одной фразы — что-то шея у нее длинная).

Так или иначе, все музеи двигаются в сторону современности.

Вопрос с кружки из инсталляции «Кафе “На лестнице”»: может ли зритель выбирать содержание выставки?

Вариант ответа 1: А кто такой зритель, как вы думаете? Можно ли назвать модератора зрителем? Или же зашедшего на выставку художника?

Вариант 2: Было бы здорово собрать вместе небольшую группу людей (не связанных напрямую с искусством, различные специальности), может быть, 20, они бы советовались и выбирали вместе материалы для экспонирования.

Выяснилось, что даже не сам вопрос посетители понимают по-разному, а именно отдельные слова — зритель, публика и т.д., они вызывают наибольшее затруднение.

«Поначалу, конечно, было очень непривычно в современном музее, очень он отличается, но сейчас я даже полюбила его» (представительница старшего поколения).

Дочка играет с пряжей, отец ожидает с чаем. Подчеркивает, как важно вкладывать в ребенка с самого малого возраста чувство познания прекрасного (намекая, что старшая дочка уже на гаражных курсах, а младшую тоже бы пристроить).

Эти несвязанные диалоги по времени удивительно пересеклись и удалось подискутировать о том, необходимо ли с малого возраста тащить ребенка в Эрмитаж. Выявили, что искусство — словно религия, интимное, личное, может как прививаться, так и не прививаться внутри семьи, бессознательно.

Музей как место, где можно вложить ребенку понятие о системе в целом. Возвращение к тактильному контакту с экспонатами — отличный опыт и для взрослых (диалог с педагогом дошкольного образования).

Один из ключевых моментов выставки — освещение, как оно направлено, насколько интенсивно (вечером освещение над столами слабое, спросили про настольные лампы).